ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

К таким же результатам приходит со своими жизненны­ ми стремлениями и герой — Лицо «великого пятикнижия» писателя, одержимое «иллюзией абсолютной свободы» от обстоятельств, среды и жаждущее «перевести мир на новые рельсы» 4, пересоздать его. Дело в том, что в движении главного героя любого из романов Достоевского к пределу уяснения собственной д у ­ ховной сущности, когда познание неповторимо-своеобразно­ го в индивидуальности переходит в познание общего в ней и других индивидуумах, составляющих общественное целое, происходит надлом. С этого момента — момента наибольшей зависимости героя от окружающего зла — навсегда распа­ дается целостность внутреннего мира его, и никогда ему уже не прийти к самопознанию. А с утратой возможности постичь общее в индивидуальном он лишается возможности познать внутренний закон развития различного вообще в жизни, и перед ним все в мире предстает только как диф ­ ференцированное, хаотическое. Не улавливая внутреннего смысла этой хаотически разнородной для него действитель­ ности, герой теряется в ней. Он уже не в силах выйти за рамки внешней видимости явлений, освободиться от их ско­ вывающего влияния; у него остается только один выход'— подчиниться конкретно-историческому злу общественной жизни и устремиться в погоню за разнообразием его прояв­ лений. Непонимание (хотя и глубокое предчувствие) законо- мерностной сущности общественных отношений современной ему эпохи, непонимание того, направлены ли эти отношения на преодоление разобщающих людей различий в их жизни и соединение отдельных индивидов в их общем, приводит его к волюнтаристски надуманной идее «переломить инер­ цию сущего», а идея эта неминуемо рушится под воздейст­ вием закона всеобщей необходимости, лежащего в основе развития исторически дифференцированной действительно­ сти. Сказанное означает, что герой Достоевского с распадом его внутреннего мира, его психики перестает быть индиви­ дуальностью и становится индивидуалистом. И в этом тр а ­ гичность мира Достоевского-художника. В своей книге «Достоевский-художкик» В. Я. Кирпотин пишет: «В произведениях 40-х годов (автор имеет в виду и роман «Бедные люди».— Ю. П.) Достоевский преимуществен­ но сосредоточивался на «среднем человеке», на «антигерое», а «начиная с середины 60-х годов, стал... сосредоточиваться преимущественно не на представителях массы, а на тех осо­ 9 0

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=