ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

пытки сохранить сословную «амбицию» и расчистить место среди существующего зла для овладения им в своих интере­ сах. Недаром Варенька Доброселова, которая трезвее смот­ рит на вещи, чем Девушкин, осознает иллюзорность его любви к ней и выходит замуж за Быкова. И сам Макар Алексеевич, напрягая в этот момент последние остатки сво­ их душевных сил, предчувствует, что не способен спасти от социальных бед не только Вареньку, но и себя самого. О д ­ нако бессилие перед окружающей несправедливостью и бо­ лезненно развитое самолюбие, которые л еж а т в основе бес­ почвенных чувств Девушкина к Вареньке Доброселовой, берут верх над его человечностью, доказывая тем самым лишний раз нелюбовь, в глубоком смысле этого слова, героя к девушке, да и к жизни вообще. «Да и я-то теперь как-то сам не свой. Только вот как же мы будем теперь письма-то друг к другу писать? Я-то, я-то как же один останусь?.. А я-то на кого здесь один останусь?» (1, 102). Из данной жи з ­ ненной ситуации видно, что Варенька Доброселова намного гуманнее относится к Девушкину, чем он к ней. И поэтому трудно, на наш взгляд, согласиться с мнением В. И. Этова, утверждающего: «Его (Девушкина,— Ю. П.) привязанность к Вареньке — глубокое, истинное чувство, поздняя любовь, но любовь бескорыстная...»3. Итак, из логики развития образа Девушкина становится ясным, что тяж ел а я зависимость духовно забитого бедного чиновника от конкретно-исторических условий жизни пе­ тербургского общества вынуждает его изо дня в день при­ носить в жертву окружающему злу свое природное человече­ ское добро. Отсюда теряются устойчивость и уравновешен­ ность психических реакций героя на внешний мир. Однако в том-то и состоит трагический пафос романа Достоевско­ го, что природа не так-то легко поддается попыткам р а зру ­ шить ее начала в человеке. Она «отстаивает» себя «до пос­ леднего» и заставляет Девушкина быть активным по отно­ шению к окружающему. Это же обстоятельство препятству­ ет ему жить «втихомолочку». Правда, поскольку нравст­ венная жизненная потенция героя «Бедных людей» по воле судьбы осталась неразвитой, она достигает обратного ре­ зультата стремлению реализовать себя в конкретно-истори­ ческой действительности теми путями, выбор к о т о р ы х героем определялся этой неразвитостью. Поэтому а к т и в н о с т ь Д е ­ вушкина исторически является пассивной. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=