ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

свою добродетель на умение «деньгу... зашибить», восприни­ мает Девушкина как некое, лишенное жизненной активности существо в обличии человека, потерявшее себя в суровых условиях петербургской жизни. Он же дает своему сослу­ живцу нравоучение о том, что «не нужно быть никому в т я ­ гость собою» (1, 47). Однако в затравленной душе М ак ар а Девушкина теп­ лится еще не угасший огонек подлинно человеческой нрав ­ ственности, который и заставляет героя романа проявлять свои скрытые, крайне неустойчивые личностные качества. В подтверждение сказанного следует заметить, что в против­ ном случае автор был бы лишен оснований для включения в структуру образа-характера Девушкина наличествую­ щих в произведении глубоких психологических мотивировок социального поведения бедного чиновника. Но эти подавленные в сознании героя порочным влияни­ ем окружающей среды естественные, стихийно проявляю­ щиеся движения души не приводят его к каким-либо р еали ­ стическим выводам и действиям. Они настолько затерялись в тайниках сознания Девушкина, что, вступая уже почти «нечувствительно» для самого себя в конфликт с историче­ ски сложившимся бытовым укладом, он не в состоянии об ­ наружить реальных связей потенциально-объективных цен­ ностей собственной личности с общим хаосом жизни. В ре­ зультате «борьбы» герой или «предается отрицанию собст­ венного своего достоинства» и д аж е помышляет решить «дело с концом» на Неве, или остается с одним только сле­ пым желанием добра себе и другим, которое он по-прежнему ошибочно все же будет стремиться осуществить в условиях современного ему государственно-политического строя, нап ­ равленного на выхолащивание в человеке истинно человече­ ского, природного. Таким образом, нищий титулярный со­ ветник в силу нереалистичное™ своего мировоззрения все более и более отдает себя во власть давящему его миру зла, с каждым его новым шагом притупляются заложенные в нем с рождения высокие гуманные чувства. Следовательно, и сами желания М ак ар а Алексеевича, являющиеся как бы глухим отзвуком растраченных жизненных сил героя — ж е ­ лание любить Вареньку и быть любимым, желание вообще добра людям, недовольство окружающим — не есть ни под­ линно человеческие любовь и добро, ни сознательное отри­ цание общественно-политического уклада жизни, а есть, в сущности, лишь надуманные, болезненно-конвульсивные по­ 88

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=