ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
I ные черты стилей обоих писателей, которые в их последую- щих произведениях получат дальнейшее свое развитие и со- I вершенствование. Героя Достоевского М ак ар а Девушкина многое роднит с Г героем Толстого Дмитрием Олениным. Внутренний мир этих людей в своей глубокой сущности высокогуманен. Их при родное нравственное чувство способно оскорбиться любым, д аж е неприметным для простого глаза проявлением анти человеческой сущности современной им социальной дейст вительности, в условиях которой они не находят во змож ности проявить свое личностное добро. Но Девушкин и Оле нин в силу своего социально-общественного положения по ставлены в разную зависимость от существующих условий жизни предреформенной поры, что, безусловно, в большой мере сказывается на мироощущении героев и определяет психологическое содержание их характеров. Следовательно, и проблема трагической ущемленности личности в окруж а ющих обстоятельствах по-разному решается обоими худож никами. Если сознание Оленина эволюционирует на протя жении повествования в значительной степени автономно по отношению к текущему историческому моменту, хотя и все гда связано с ним, то сознание Девушкина всецело зависит от него. При этом в отличие от героя Толстого, никогда не теряющего своих, определяющих -его как личность качеств, герой Достоевского под воздействием окружающей среды постепенно утрачивает ощущение своих человеческих дос тоинств и осознает себя «ветошкой» в море разъединенных: людских интересов. Внутренний мир Девушкина — это изуродованный влия нием социального зла мир застывших в своей неразвито сти мыслей и чувств «вечного титулярного советника», изве давшего все тяготы современной ему жизни. И беда Макара Алексеевича в том, что в силу собственной личностной по давленности он принимает антигуманное состояние россий ской действительности 40-х годов за неизменявшуюся ни когда и неизменную норму бытия людей, и поэтому его мысль почти не простирается дальше существующих житей ских отношений. Герой Достоевского предстает перед нами чУть ли не безликой принадлежностью враждебного ему об щественно-исторического зла, в погоню за которым слепо Устремлены его самые сокровенные помыслы. «Ведь для лю дей и в шинели ходишь, д а и сапоги, пожалуй, для них же Носишь» 2. Д а и недаром Евстафий Иванович, направивший
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=