ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
II Ю. И. ПАРАХИН ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕДНЫЕ ЛЮДИ» И ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «КАЗАКИ» В статье «Достоевский и Толстой» известный советский литературовед К. Н. Ломунов в результате анализа обшир ного р яд а отечественных и зарубежных критических работ, посвященных или всецело теме «Толстой и Достоевский», или касающихся ее, выделяет «три отчетливо различимых этапа» в подходе к данному вопросу. В конце прошлого сто летия и в 900-е годы в критической литературе обнаружи лось стремление «развести» обоих писателей и противопо ставить художественные их миры как не имевшие черт сходства и «противоборствовавшие» друг с другом. Вслед за этим литературоведение рассматривало художественные системы Достоевского и Толстого как «сосуществовавшие» различные творческие устремления двух мировых гениев. И, наконец, в последние годы, констатирует исследователь, н а метилась тенденция к «сопоставительному» изучению твор чества Достоевского и Толстого. Причем К- Н. Ломунов выражает уверенность, что «третий из этих этапов... явится самым продуктивным из них и в достоевсковедении и в тол- стоведении» '. В самом деле, путь сопоставления в изучении наследия Толстого и Достоевского оказывается поистине перспектив ным. Рассмотрение творчества одного на фоне творчества Другого д аст возможность более ясно представить индиви- Дуалыю-неповторимые черты художественного видения мира Каждым из писателей, а т акже установить, что с ближ а е т Этих двух художников. Но заранее мы вправе утверждать Следующее: по своим творческим устремлениям Толстой и 8 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=