ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
на других их гранях. В кавказских р асска зах , например, поднят вопрос о в о о б р а ж е н и и читателя. В «Записках о Кавказе. Поездка в М амакай-Ю рт» Толстой совершает це лое специальное исследование, вспоминает свои детские вп е чатления. Когда произведения Марлинского и Лермонтова (sic!) сливались у него в какой-то единой, но достаточно ту манной картине, где «образы воинственных черкесов, голубо глазых черкешенок, гор, скал , снегов, быстрых потоков, чи нар, ...бурка, кинж ал и шашка заним али в них не последнее место» (3, 215). З ад а ч а состояла в том, чтобы «снять» эти романтические представления и заменить их другими, «ко торые бы были ближе к действительности и не менее поэтич ны» (3, 216). При этом Толстой рассчитывает на гибкость и податливость воображения читателя («Авось воображение читателя дополнит недостаток выражения автора.— Без этого содействия как пошлы и бесцветны были бы все опи сания». 3, 216). Н ельзя сбгласиться с укоренившимися пред ставлениями о пассивной «читательской» программе в струк туре произведений Толстого. Один из современных исследо вателей, например, пишет следующее: «Ощутимым недостат ком эстетики Толстого является его требование пассивности восприятия, он отказы вает читателю в праве н а определен ную активность, в попытке самому понять и оценить замысел художественного прои зведения»3. Гораздо более правы те литературоведы , которые отмечают динамическую экспрес сию в восприятии произведений Толстого (А. А. Сабуров, А. В. Чичерин). Г. М. Фридлендер выразил эту мысль с л е дующим образом: «Незаметно для себя читатель активно в о влекается в сферу размышлений, эмоциональных оценок, психологических состояний героя, начинает мыслить и дейст вовать вместе с ним, переживает его сомнения и терзания как нечто близкое и глубоко личное» 4. Возвращ аясь ко второй половине 50-х годов, следует от метить, что «густая» читательская консистенция составляет одну иб характерных особенностей «Севастопольских расска зов»: читатель выступает к а к свидетель и участник героиче ской обороны города, к нему обращается автор, его ведет к бастионам , в госпиталь, в офицерское собрание и т. д. Но это уже не «избранный», а массовый читатель, втянутый вих рем событий в бурный поток истории, в атмосферу тревож ных и значительных социальных ожиданий. Не забудем , что в годы Крымской войны Толстой планировал журн ал для солдат и создавал солдатские песни-частушки. От д еклара- 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=