ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
стьянин, и интеллигенты, и женщины, люди разных нацио нальностей. Писатель показал, как высока в среде револю ционеров нравственная атмосфера, как чисты и искренни от ношения. Здесь обращаются друг к другу со словом «това рищ»- В обрисовке участников кружка сказалось влияние на Л . Н. Толстого романа С. М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов», который он читал как раз во время р а боты над рассказом, в феврале 1909 г., и говорил, что роман * ему «очень нравится» 3. / Мысль о роли народа в революции наиболее определенно выражена в варианте' «Действия 1-го» драматического от рывка. Здесь изображена конспиративная встреча П авл а с офицером-революционером Разумниковым. Разговор идет о необходимости «захватить все капиталистические предприя тия: фабрики, заводы... И земли» (37, 382), о значении единства и сознательности самого народа в борьбе: гл ав н о е— это «согласиться, чтоб всем дружно действовать, а для этого нужно, чтоб народ понимал». Павел горячо под хватывает: «Истинная правда. Только бы понимал народ, и мужик, и фабричный, что в нас сила, конец бы богачам, дармоедам, это верно» (там ж е ). Но самой рабочей массы в структуре произведения нет, что свидетельствует еще р а з о непонимании Толстым движущих сил революции. (В конце рассказа изображается акт «экспроприации», ко торый совершают Павел и Аносов. Сцена динамична, в то же время выдержана психологическая установка, раскры ваются переживания П а вл а после провала, когда он был схвачен дворником, городовым, подоспевшей толпой. И зби тый, измученный, Павел мысленно повторял: «Что ж это? Что это?» — и упрекал себя за то, что, обороняясь, выстре лил в воздух: «надо бы^го не мимо, а в него (в дворника.— М. В.) стрелять... Ведь не для себя, а для спасения народа Делалось» (37, 307). Сценой в одиночной камере тюрьмы з а канчивается рукопись. Сюжетное развитие подошло к теме репрессий, тюрем, казней. Это связывает рассказ с «Предисловием», которое теперь помещено автором перед отрывками о «Павлуше» и поясняет, каким чувствам надеялся Толстой «дать выход», когда писал их. Эти чувства — сострадание, ужас, негодо вание. Негодование противоречило учению Толстого о не противлении и всепрощении, но он объявляет его «закон ным» по отношению к той «мерзкой комедии, которая у них Называется судом», к тюрьмам, казням, к «бессовестному 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=