ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

случае от богачей попользоваться, своего брата не обижать, о душе и боге помнить и т. д. Но уже в деревне Павел знал, что есть другая жизнь, которая предъявляет человеку какие- то другие требования. Какие? Этого он не мог почерпнуть из книг — от Пушкина до Чехова; они не объясняли ему главного: «зачем попы учат тому, что т ак странно, зачем гос­ пода богато живут, не работают, а у соседа Шитняка п ал а последняя лошадь и в щи покрошить нечего» (37, 296). В городе раздумья Па вла стали напряженными. Познав факты вопиющего социального неравенства, он отвергает по­ повские толкования несправедливости — «так богу угодно», ищет причины социального зла не в «божьей воле», не в от­ дельных гадких людях, а глубже, стремясь «дойти до корня». Толстой раскрывает процесс духовного обогащения П а в ­ ла: личное у него отступало на задний план, он весь был поглощен разгадкой огромной загадки, какой представлялась ему жизнь. Эта сосредоточенность на «общих» вопросах не придала герою Толстого схематизма, он не утрачивает своей живости, молодой непосредственности, д аж е наивности. Быт его внешне ничем не примечателен, он усердно работает, ж и ­ вет целомудренно; прочитав о вреде и опасности половой распущенности и хмельных напитков, Павел чурался женщин и праздных компаний; противоядием для нездоровых увлече­ ний молодого человека было то, что он весь «горел стра­ стью к знанию» (37, 297). Психологические мотивировки д е ­ лают естественным и убедительным перелом, который совер­ шился в жизни Павла: он стал членом «союза рабочих», «партии», по терминологии Толстого, он узнал профессио-* нальных революционеров, встал в их ряды. В следующих главах круг действующих лиц расширяется, среди них привлекает внимание член «союза рабочих» Ни ­ колай Аносов *, «товарищ Па вла по конторе», уволенный с фабрики «за грубость». Толстой характеризует его как весе­ лого, смелого, умного, начитанного человека. Аносов дал Павлу книгу «Царь-голод» (это популярная среди передовой молодежи того времени книга народовольца А. Н. Баха, в ней автор знакомит с некоторыми социально-экономически­ ми идеями К. Марк са ), и то, что Павел в ней прочел, было «началом разгадки той загадки, которая так неотвязно му* Напомним, что в третьей редакции романа «Воскресение» под ф а­ милией Аносов был выведен революционер,' за которого Катюша выхо­ дит аамуж. 76

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=