ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
стой в конце концов разделил на семнадцать -глав, поставив на «Драме» 12-й и 13-й порядковые номера. ‘ По дневниковым записям можно судить о сосредоточен ном, трудном и противоречивом процессе работы Толстого над этим произведением: то неудовлетворенность — «не то», «не идет», «не надо», «вчерашнее кажется слабым, д аж е пло хим» (57, 7); то утверждение значительности и нужности те мы, ощущение творческих возможностей ее осуществления: «Художественная работа в голове ясна...» (56, 167), «24-го .(февраль 1909 г.— М. В.) хорошо писал Павла. Может вый ти. Очень много хорошего и полезного можно сказать» (57, (30). С апреля 1909 г. Толстой к работе над рукописью боль ше не возвращался, хотя говорил, что ему «Павла хочется пи сать», и, по свидетельству А. Б. Гольденвейзера, брал с^ со бой в поездках «довольно большую тетрадь с заглавием «Павел» 2. Композиция произведения подчинена раскрытию психоло гического замысла Толстого («психологический очерк поли тики») . Писатель показывает путь Павла в революцию в про цессе его внутренней перестройки, духовной эволюции, в ито ге которой — новое мироощущение человека из народа, н а шедшего высший смысл жизни. Павел в 1905 г. приехал из деревни в Москву и к началу действия («Это было 3 июня 1906 года» (37, 293) уже пол тора года работает конторщиком на парфюмерной фабрике. Д л я самого автора его герой — уже не крестьянин, он всюду называет его рабочим. В первых главах показан деревенский мир, крестьянская семья, прошлое Павла, который был «радостью матери», гор достью отца, нареченным красавицы Аграфены (она была за него «пропита»), В их разговорах о Павле вырисовывается его внешний облик: строен, курчав, чернобров, прекрасные глаза и улыбка; дается характеристика как хорошего работ ника в хозяйстве, «не буяна, не пьяницы»; от автора прибав лено то, что не в первую очередь могли оценить в Павле Деревенские сородичи: его ищущий ум, страсть к чтению, одаренность. В Москве Павел живет новой жизнью, в душе его идет «горячая и радостная работа» (37, 295). Толстой сопоставля ет два этапа духовной биографии Павла. Первый — деревен ский, когда весь строй его жизни был традиционен и Павел Руководился в своем поведении сводом крестьянских поня тий: хорошо — это работать, стариков слушать, уметь при 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=