ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
и «в первый раз понял, что не ему надо подчиняться той жизни, среди которой он жил, а надо сделать жизнь такую, какую требует его разум, что эти бабы с иконами, которые должны потушить пожар, с царицей небесной, с этой бары ней на рысаках рядом с вдовой Ульяной с голодными ребя тами, с урядником, трёбуюгцим подати, с гладким попом, со бирающим волну, с Царем , сидящим там, где-то и думушки не думающим об измученном народе, с этими тысячами де сятин богачей, с их заводами и фабриками, на которых ж и вут рабами голодные рабочие, что всего этого не должно быть, что все это только от того, что как он прежде и как отец его, и дети, и самые уважаемые, умные мужики з а п у т а ны, обмануты, не понимают и не видят правды» (38, 203— 204). К ак видим, правда здесь не «божеская», а жизненная, народная. До своего прозрения Евдоким был «окружен стеной, д а же сводом обмана, невежества, суеверия, и вчера часть этого свода развалилась в его душе... И ему страшно, с одной сто роны, стало думать о том, как он мог жить в этом мраке, и как его отец и все деревенские могут жить так. Отвалился один камень от свода, и он увидел весь вольный свет и по чувствовал, что камни свода плохо держат и что теперь кто вывалит один из них, стоит только поналечь хорошенько, и все развалится» (38, 204). Перед нами крестьянин нового типа — носитель пробуж дающегося сознания. Внутренний монолог Евдокима слит с голосом самого писателя. Толстого — проповедника непротив ления — здесь не слышно, мысли — «стоит только поналечь хорошенько» — ничего не противопоставлено. Из дневниковой записи от 26 июня 1909 г. узнаем, что в финале писатель намеревался изобразить казнь Евдокима — еще одного невиноватого. Из всех замыслов Толстого о революционерах-современ- никах наиболее обработанным оказался рассказ «Кто убий цы? Павел Кудряш», в котором автор раскрывает черты лич ности революционеров, их идеи, мотивы и цели борьбы, по казывает путь человека щ народа в революцию. Первые наброски рассказа о «Павлуше» сделаны Толстым в конце декабря 1907 г., затем работа продолжалась до ап реля 1909 г. Небольшие главы, написанные повествовательной прозой, обрамляют драматический фрагмент, имеющий са мостоятельное заглавие: «Павлуша. (Др ам а )» . В процессе поисков жанра побеждала не драматургия: весь текст Тол 7 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=