ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
М. М. ВЕРХОВСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАМЫСЛЫ Л. Н. ТОЛСТОГО ОБ УЧАСТНИКАХ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В последние годы своей жизни Л . Н. Толстой сосредото чивает свое творческое внимание на образах револю,ционе- ров-современников, участников революции 1905— 1907 гг. В апреле 1907 г. в Записной книжке Л. Н. Толстой пишет: «Думаю о психологическом очерке политики, о художествен ном изображении» '. Около двух лет он собирал материал о революционерах, судебных процессах, казнях. В конце 1908 г. писатель почувствовал, что художественное «как б уд то нарождается» (56, 163), и 17 декабря написал «очень о з лобленное (по отношению к царскому правительству.— М. В.) предисловие и негодящееся начало (56, 165). Это было «Предисловие к рассказу «Убийцы» и одна страница самого рассказа, к заглавию которого было прибавлено: «Нет виноватых». Величайший накал чувства, с каким Толстой подходил к осуществлению своих замыслов, выражен в первых же стро ках «Предисловия»: «Не могу молчать и не могу и не могу. Никто не слушает того, что я кричу, о чем умоДяю людей, но я все-таки не перестаю и не перестану обличать, кри чать, умолять все об одном и том же до последней минуты моей жизни, которой так немното осталось... О том же пишу в другой форме»... (37, 291). «Другая форма» — это начатые рассказы, в которых о б личение царского правительства, всего существующего по рядка сочетается с темой революционной борьбы. На одной (и единственной) странице рассказа «Убийцы. Нет винова тых» дана информация о героях, о ситуации. Восемь рево люционеров сидят в петербургской тюрьме и приговорены к смертной казни за подготовку покушения «на очень дурного 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=