ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

Иначе изображено Толстым воскресение Масловой. В фи ­ нале романа писатель отдаляет героиню от повествователя, который по своему миросозерцанию в большей степени при­ ближен к Нехлюдову. Комментарии, размышления, сопутст­ вовавшие рассказу о жизни Масловой, исчезают. О ее вос­ кресении немногословно говорят сами герои. В основном же возвращение Масловой к жизни решено не описательно, а сюжетно-композиционно, на уровне внесубъектных форм и потому находится в авторской плоскости. Оно занимает од ­ но из центральных мест в структуре романа и не является противоречащим, инородным телом в художественной систе­ ме произведения. Особенно сложно выражено отношение автора к револю­ ционерам. Повествователь категоричен в своих оценках. Он — носитель иной идеологии. С позиций христианского примирения и всепрощения он судит о людях, защищающих чуждые ему принципы. Но его позиция не универсальна, не абсолютна, не тождественна авторской, хотя и приближена к ней. Кроме размышлений, оценок повествователя есть объективно существующий мир героев, есть определенная организация текста, всецело зависящая от автора. Через сюжет и композицию автор утверждает чистоту помыслов и дел многих революционеров, способных к самопожертво­ ванию, самоотречению, стремящихся внести в мир отноше­ ний между людьми идеи добра, равенства, справедливости. И потому вопрос о возможности революционного пути р а з ­ вития человечества не исчезает в романе, а наоборот, сохра­ няет свое место в структуре повествования. Таким образом, позиция автора в «Воскресении» не мо­ жет быть сведена к точке зрения повествователя или кого- либо из героев. Сущность этой позиции определяется лишь в результате четкой дифференциации субъектных форм и их соотнесенности друг с другом. Автор проявляет себя не как носитель речи, а как система субъектных и внесубъектных отношений. Анализ субъектных форм позволяет сделать вы­ вод о неоднозначности позиции автора. Она не является застывшей, метафизической. Она — движущаяся субстан ция. Авторский взгляд на мир .«художественно многоме­ рен», ибо «воскресение» человека, по мысли Толстого, зако-| номерный процесс, но по форме он многообразен и не мо­ жет быть представлен одним из возможных путей. 7 0

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=