ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
этого слова — когда пишет что бы то ни было, непременно представляет себе, каким образом подействует написанное» (1, 207). Однако мысль писателя противоречива: с одной стороны, он готов свести облик «воображаемого читателя» к определенным нормативам (требует от него чувствительно сти, любви к своим воспоминаниям , внимания, серьезности и «религиозности»), с д р у г о й - f - выдвигает широкую и плодо творную идею эстетического п о н и м а н и я («Трудно и даж е мне кажется невозможным разделять людей на умных, глу пых, добрых, злых, но понимающий и непонимающий — это для меня так а я резкая черта, которую я невольно провожу между всеми людьми, которых знаю...», 1, 208. Курсив Тол стого.— Г. И. ). «Понимание» трактуется Толстым как вели чайш ая гуманистическая ценность, сосредоточенная прежде всего в искусстве. «Понимание» — первая ступень на пути движения писателя к «заражению» к а к главному и универ сальному (в толстовском понимании) закону искусства. Р а з работкой идеи «понимания» Толстой предвосхищал поиски современной психологии (см. работы А. А. Бодалева, И. И. Кона, Б. Н. П ары гина и др .). Уже тогда Толстой подходил к мысли об «обратных свя- 'зях » писателя и читателя: последний всегда «вдохновляет меня», «удерживает от глупостей» (1, 207). Проявляя не заурядную силу «бокового мышления», он стремится пред угадать картину объективирования создаваемого произведе ния, процесс превращения «воображаемого читателя» в р е ального. Свидетельство тому его доверие к Н. А. Некрасову, который «по своему положению постоянного посредника между сочинителями и читателями всегда может вперед определить успех сочинения и мнения о нем публики» (59, 193). Другое свое произведение, над которым он работал в эти же годы,— «Роман русского помещика» — он гипотети чески погружает в обстановку читательских опоров. Он видит уже весьма разных читателей и осознает (задачу борьбы с установившимися штампами в Читательском восприятии. Стремясь ввести свои первые произведения в большой чи та тельский мир, Толстой преодолевает свое собственное про светительское моделирование читателя, неоднократно разви ваемый им в эти ‘годы тезис об «избранном», «идеальном» читдтеле 2. Развитие эпических н ачал в творчестве Толстого отнюдь не профанировало тонких «читательских» проблем его про зы, но в новых произведениях внимание сосредоточено уже 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=