ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

воздействие некой более сильной необходимости, чем логи ческая необходимость исходных постулатов» п . Каждый из героев, находясь между идеями автора и «жизненными реалиями», т. е. в русле экспериментальных поисков писателя, по мере развития действия постепенно обретает новое содержание. Разным этапам жизненного пути героев соответствует свой круг противоречий. Толстой осознает противоречивы!' характер постоянно* возникающих ситуаций, содержатель ную сторону многих (но не всех!) сменяющих друг друг;, противоречий, диалектическую сущность становления каж дой личности, степень соотнесенности разных точек зрении на мир. Вот почему мы не можем согласиться с теми иссле­ дователями, которые утверждают, что воскресение Масло ­ вой, пробуждение «спящей России», образы революционе­ ров, овеянных симпатией автора есть результат противоре­ чивости художника. На наш взгляд, это есть доказательств.) многомерности авторского сознания, лучшее подтверждение! ленинских слов: «И если перед нами действительно великие! художник, то некоторые хотя бы из существенных сторон! революции он должен был отразить в своих произведи ! ниях» 12. В трактате «О жизни» (1886 год) Толстой изложил свои! мысли о духовном воскресении личности. Он видел три! основных периода в существовании человека. Мы условие! назовем их тезис, антитезис, тезис (первый). Тезис — тезис (первый) — разные стадии бытия челове-1 ческого «я». Тезис — исходный момент жизни человека, это то, с чей! человек приходит в мир, с чем он рождается, что составлж 1 основу его непосредственного отношения к окружающему ! «Я вхожу в жизнь,— писал Толстой,— с известными готовы-! ми свойствами любви к миру вне меня» (26, 420). Тезис (первый) — более высокая ступень познания, нг| которую поднимается человек в процессе разумной д е я т е л ь ! ности. Личность согласует теперь смысл собственной жи зш ! с христианскими идеями, и все нравственные, интеллект)И альные силы подчиняет одной цели — приближению к иде я ! лу. Между детством, юностью человека (тезис) и тем перш11 дом жизни, когда наступает пора осознания сущности нраРИ ственных исканий, открытий, по Толстому, л ежа т долги® годы заблуждений, духовной опустошенности, торжестьП «животного я» (антитезис).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=