ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
другому человеку. А это отношение не есть constant, оно изменяется по мере приближения человека к идеалу или по мере удаления от него. Изменяемость же не то, что времен но, преходяще. Изменяемость— это субстанциональное свой ство характера. В связи с этим интересно напомнить и две записи из дневника Толстого. Одна сделана 5 июля 1892 г., д р у г а я— 13 мая 1901 г. «Когда проживешь долго — как я 45 лет сознательной жизни, то понимаешь, как ложны, невозможны всякие при способления себя к жизни. Нет ничего stab le в жизни. Все равно как приспособляться к текущей воде. Все — личности, семьи, общества, все изменяется, тает и переформировывает ся как облака. И не успеешь привыкнуть к одному состоя нию общества, как уже его нет и оно перешло в другое» (52, 68). «Все на свете растет, продолжительно изменяется, делая спиральные круги. Так, по крайней мере, нам кажется; и жизнь людей — круг спирали завершается в этой жизни,— так и животные, и растения, и планеты» (54, 101). В форме спиральных кругов «видится» Толстому жизнь человека, лишенная какой-либо устойчивости, вечно новая, взятая в противоречиях, понятая ка к процесс. Только «худо жество», искусство, по мысли Толстого, способно отразить жизнь личности во всем ее разнообразии и конкретной опре деленности. Роман «Воскресение», писавшийся 10 лет, становится для писателя художественным воплощением философско-соци- ального познания мира. Не случайно в произведении Тол стой четко обозначает несколько ступеней ясности в жизни славных героев, не случайно то, что для героя представляет ся итогом, «высшей ясностью», повествователем и автором не воспринимается как конечный результат его исканий. Не случайно, что к моменту начала работы над «Воскресением» Толстой, находясь уже во власти созданной им теории непро в ед ения злу насилием, стремится доказать жизненность, истинность защищаемых им идей средствами искусства. Роман «Воскресение» — это гигантский художественный эксперимент, где писатель проверяет верность многих фило софских, этических принципов путем столкновения их с са- м°й жизнью, социальной действительностью. Прав Н. К. Гей, Когда в статье «Крейцерова соната» Л. Н. Толстого как ху дожественная многомерность» пишет; что «толстовская идея, попадая в русло художественных образов, испытывала
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=