ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

ва. Слова «покажет будущее», включенные в повествова­ тельную стихию, подчеркивают незавершенность воскресе­ ния героя и указывают на то, что для него возможно д а л ь ­ нейшее развитие и нравственное совершенствование: истина открыта, но главное — жить согласно открытой истине. Сознание повествователя диалектично и метафизично одновременно: ему принадлежат мысли о непрерывной из­ меняемости человека, о разных формах его социального и духовного пробуждения, вечном поиске истины и метафизи­ ческие, статичные в своей основе принципы оценки дейст­ вительности. Сознание повествователя не только исторично, социально определено, но и антиисторично. Оно приближено к писателю, в творчестве которого человек являлся одно­ временно и социально действующей единицей, и носителем абстрактных идей. Таким образом, мысль Билинкиса об «истинах в самой последней, окончательной инстанции» и повествовании, «ли­ шенном черт исторического развития», на наш взгляд, не совсем точно передает особенность повествовательной стихии «Воскресения». Повествователь, в оценке Билинкиса, есть некая метафизическая догма, противостоящая «диалектике души героя». На наш взгляд, главный носитель речевого потока — «подвижная» форма авторского сознания. С л ож ­ ным, противоречивым единством, представляющим собой сочетание диалектических и метафизических принципов по­ знания и оценки мира, является и повествование в романе Оно многомерно по своему звучанию. Оно — результат твор ческих исканий писателя. Каждое произведение, созданное Толстым после перело­ ма в мировоззрении, отмечено постановкой новых проблем Художник стремится достичь ясности в их решении и идет к ней через преодоление (иногда искусственное) противоре­ чий, через их снятие. Но как только Толстой осознает «выс шую ясность», в нем зарождаются новые чувства и мысли еще более противоречивые, чем предыдущие. Так, в поисках истины, через отрицание и утверждение Толстой поднимает ся к вершинам познания, стремясь обрести спокойствие, н< перед смертью думает о том, что все его учение — «путани ца», а произведение, которое надо было бы написать, таь и не создано. Развитие, по Толстому, не имеет предела, ибо конечны: результат — «бог» как «разумение жизни», «любовь», т. е определенное отношение человека к окружающему миру г 60

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=