ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

Результатом этого единства, по мысли литературоведа, я в ­ ляется обращение писателя к новой форме выражения соб­ ственного взгляда на мир — «повествователь-автор», обус­ ловленной «объективностью изложения». В этой форме Билинкис видит противоречие между «диалектикой души» героев и метафизической позицией повествователя-автора. «Действительность,— утверждает Билинкис,— воспроизво­ дится в «Воскресении» как процесс. Между тем отстаивае­ мое Толстым миропонимание выступает в структуре романа, с одной стороны, как «истина» в самой последней, оконча­ тельной инстанции, с другой — как «истина», носителю повествования изначально открытая, изначально данная (...) облик повествователя и вся повествовательная система в «Воскресении» лишены черт исторического р а з в и ти я » 8. И несколько ниже исследователь делает вывод: «Так вели­ кий мастер «диалектики души» отвергал, в сущности, воз­ можность дальнейшего развития своей собственной Души, необходимость и возможность развития душ и миропонима­ ния у тех, в ком он сам хотел видеть прообраз будущего человечества» 9. Но текст романа не подтверждает концепции Билинкиса. Обратимся к одному из фрагментов LXIV главы I части: «Нас это удивляет, когда дело касается воров, хвастающих­ ся своею ловкостью, проституток — своим развратом, убийц — своей жестокостью. Но удивляет нас это только потому, что кружок — атмосфера этих людей ограничена и, главное, что мы находимся вне ее. Но разве не то же явле ­ ние происходит среди богачей, хвастающихся своим богат­ ством, то есть грабительством, военноначальников, хвастаю­ щихся своими победами, т. е. убийством, властителей, хв а ­ стающихся своим могуществом, т. е. насильничеством? Мы не видим в этих людях извращения понятия о жизни, о доб ­ ре и зле для оправдания своего положения только потому, что круг людей с такими извращенными понятиями больше, и мы сами принадлежим к нему» (32, 152). В приведенном отрывке повествователь не является но­ сителем абстрактной, внеисторической точки зрения; в осно­ ве данного размышления лежа т не вечные, изначальные истины, а конкретные социально-психологические обобще­ ния. Повествователь принадлежит к высшему, аристокра­ тическому классу, но не защищает интересов этого класса, наоборот, обличает, требуя уничтожения фальши, лицеме­ рия, социального неравенства, «грабительства» в общест­ 6 4

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=