ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
Результатом этого единства, по мысли литературоведа, я в ляется обращение писателя к новой форме выражения соб ственного взгляда на мир — «повествователь-автор», обус ловленной «объективностью изложения». В этой форме Билинкис видит противоречие между «диалектикой души» героев и метафизической позицией повествователя-автора. «Действительность,— утверждает Билинкис,— воспроизво дится в «Воскресении» как процесс. Между тем отстаивае мое Толстым миропонимание выступает в структуре романа, с одной стороны, как «истина» в самой последней, оконча тельной инстанции, с другой — как «истина», носителю повествования изначально открытая, изначально данная (...) облик повествователя и вся повествовательная система в «Воскресении» лишены черт исторического р а з в и ти я » 8. И несколько ниже исследователь делает вывод: «Так вели кий мастер «диалектики души» отвергал, в сущности, воз можность дальнейшего развития своей собственной Души, необходимость и возможность развития душ и миропонима ния у тех, в ком он сам хотел видеть прообраз будущего человечества» 9. Но текст романа не подтверждает концепции Билинкиса. Обратимся к одному из фрагментов LXIV главы I части: «Нас это удивляет, когда дело касается воров, хвастающих ся своею ловкостью, проституток — своим развратом, убийц — своей жестокостью. Но удивляет нас это только потому, что кружок — атмосфера этих людей ограничена и, главное, что мы находимся вне ее. Но разве не то же явле ние происходит среди богачей, хвастающихся своим богат ством, то есть грабительством, военноначальников, хвастаю щихся своими победами, т. е. убийством, властителей, хв а стающихся своим могуществом, т. е. насильничеством? Мы не видим в этих людях извращения понятия о жизни, о доб ре и зле для оправдания своего положения только потому, что круг людей с такими извращенными понятиями больше, и мы сами принадлежим к нему» (32, 152). В приведенном отрывке повествователь не является но сителем абстрактной, внеисторической точки зрения; в осно ве данного размышления лежа т не вечные, изначальные истины, а конкретные социально-психологические обобще ния. Повествователь принадлежит к высшему, аристокра тическому классу, но не защищает интересов этого класса, наоборот, обличает, требуя уничтожения фальши, лицеме рия, социального неравенства, «грабительства» в общест 6 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=