ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
дения в делом. Через субъектные и внесубъектные формы проявляется авторское отношение к миру. В «Воскресении» композиционно организованы две субъектные формы — по вествователя и героя. Повествователь комментирует переживания героев, вы носит оценки тому или иному событию, делает философские обобщения, но нигде не подменяет героев, нигде не подчи няет их своей логике. Герои всегда сохраняют относительную самостоятельность. Каждый из них, ка к и повествователь, неповторим, существует ка к качественная определенность, содержащая только ей присущие характеристики. Каждый занимает особое место в авторском мире, пребывает в г р а ницах того бытия, которое отведено ему художником, и по тому не может иметь эквивалента в лице другого носителя речи: в противном случае исказилась бы мысль писателя, утрачено было бы важное звено в его художественной сис теме, изменились бы акценты идейно-тематического уровня. Позиция повествователя в большей степени, чем позиция кого-либо из героев романа, приближена к авторской, но не равнозначна ей. Об этом свидетельствует прежде всего фор мальный признак — наличие четырех эпиграфов, каждый из которых получает свое обоснование в повествовании. «Ав торская позиция,— отмечает Б. О. Корман,— всегда богаче позиции повествователя: она выражается в своей полноте не отдельным субъектом речи, как бы близок он ни был к автору, а всей субъектной и внесубъектной организацией произведения»4. В «Воскресении» это особенно заметно. Проводниками многих важных мыслей писателя являются герои, а не повествователь (размышление Нехлюдова о ч а стной собственности, реплика Масловой об обиженном н а роде, анархическое отрицание стариком существующего мироустройства). З а д а ч а этой статьи — установить более четкие границы, отделяющие одного носителя речи от другого, понять слож ный процесс «выстраивания лесов» в «Воскресении», опре делить авторскую позицию. Н. К- Гудзий отмечает преобладание авторского субъ ективного тона в тексте романа. «В «Воскресении»,— пишет он,— сильнее, чем в предшествующих художественных про изведениях Толстого, обнаруживается авторское вмешатель ство, субъективная авторская оценка действующих в романе персонажей и их поступков». Основные же мысли, полагает ученый, писатель «сплошь и рядом приписывает Нехлюдо- 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=