ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

дения в делом. Через субъектные и внесубъектные формы проявляется авторское отношение к миру. В «Воскресении» композиционно организованы две субъектные формы — по­ вествователя и героя. Повествователь комментирует переживания героев, вы­ носит оценки тому или иному событию, делает философские обобщения, но нигде не подменяет героев, нигде не подчи­ няет их своей логике. Герои всегда сохраняют относительную самостоятельность. Каждый из них, ка к и повествователь, неповторим, существует ка к качественная определенность, содержащая только ей присущие характеристики. Каждый занимает особое место в авторском мире, пребывает в г р а ­ ницах того бытия, которое отведено ему художником, и по­ тому не может иметь эквивалента в лице другого носителя речи: в противном случае исказилась бы мысль писателя, утрачено было бы важное звено в его художественной сис­ теме, изменились бы акценты идейно-тематического уровня. Позиция повествователя в большей степени, чем позиция кого-либо из героев романа, приближена к авторской, но не равнозначна ей. Об этом свидетельствует прежде всего фор ­ мальный признак — наличие четырех эпиграфов, каждый из которых получает свое обоснование в повествовании. «Ав­ торская позиция,— отмечает Б. О. Корман,— всегда богаче позиции повествователя: она выражается в своей полноте не отдельным субъектом речи, как бы близок он ни был к автору, а всей субъектной и внесубъектной организацией произведения»4. В «Воскресении» это особенно заметно. Проводниками многих важных мыслей писателя являются герои, а не повествователь (размышление Нехлюдова о ч а ­ стной собственности, реплика Масловой об обиженном н а ­ роде, анархическое отрицание стариком существующего мироустройства). З а д а ч а этой статьи — установить более четкие границы, отделяющие одного носителя речи от другого, понять слож­ ный процесс «выстраивания лесов» в «Воскресении», опре­ делить авторскую позицию. Н. К- Гудзий отмечает преобладание авторского субъ ­ ективного тона в тексте романа. «В «Воскресении»,— пишет он,— сильнее, чем в предшествующих художественных про­ изведениях Толстого, обнаруживается авторское вмешатель­ ство, субъективная авторская оценка действующих в романе персонажей и их поступков». Основные же мысли, полагает ученый, писатель «сплошь и рядом приписывает Нехлюдо- 62

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=