ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
В. Б. РЕМИЗОВ ПОЗИЦИЯ АВТОРА В РОМАНЕ JI. Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ» Роман Толстого «Воскресение» поразил всех современ ников своей необычной формой. Художественная природа этого произведения и сегодня остается предметом споров советских литературоведов. Сам Толстой сознавал в процес се работы над романом, что он пишет его иначе, чем преды дущие произведения: «Первые, прежние мои романы были бессознательное творчество. С Анны Карениной, кажется больше 10 лет, я расчленял, разделял, анализировал; теперь я знаю что что, и могу все смешать опять и работать в этом смешанном» *. В этих словах подчеркнуто стремление писателя к более рационалистическому творчеству. В «Вос кресении»,— пишет В. Г. Одинокое,— «теория» составляет органические звенья повествовательного стиля автора, «не сущего» элементы его общей поэтической архитектоники»2. Но в последнем романе Толстого находит воплощение и принцип невмешательства в границы внутренней, объектив но существующей логики образа. Весной 1889 г., когда уже шла работа над первыми вариантами «коневской» повести, Толстой пишет Г. А. Русанову: «Иногда хочется все-таки писать и, представьте себе, чаще всего именно роман, широ кий, свободный, вроде «Анны Карениной», в который без напряжения входило бы все, что кажется мне понятым мною с новой, необычной и полезной людям стороны...» (64, 235). Своеобразие позиции автора в романе и обусловлено со отношением субъективного начала, идущего от стремления писателя внести в художественный мир свои истины и свои законы, с объективной сущностью описываемых явлений. «Автор»3— это идейно-художественная концепция, выр а жением которой является художественная система произве 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=