ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

Творчество Толстого необычайно благодатная почва для постановки подобных проблем еще и потому, что здесь мы имеем дело с примером счастливого и гармонически «-сба­ лансированного» сочетания независимых и неуемных творче­ ских импульсов, высокой художественной «непреднамеренно­ сти» (выражение Л. Н. Толстого) и неукротимого желания «сдвинуть чувство» читателя, поднять его на «новую ступень» жизнепонимания. Никогда не «потрафляя» читателю, Тол­ стой на протяжении всей своей творческой жизни искал не­ посредственных контактов с ним, «примеривал» к его во с ­ приятию создаваемое и уже написанное произведение, р а з ­ думывал над его судом. Д л я него, как и для «созданного» им художника Михайлова, «суждения людей, какие бы они ни (были», имели «все-таки огромную важность и до глуби­ ны души волновали его» '. Толстой и сам был выдающимся читателем, овладевшим не только бесчисленными п амятника­ ми мировой литературы , но и сумевшим претворить ее опыт в своем творчестве. Толстой и художественными средствами воссоздавал психологию читательского восприятия: герои его произведений тож е «читают» и по-своему переживают про­ читанное. Все эти материалы могли бы -стать немалым под­ спорьем в деле изучения «эстопсихол-огии» (термин Э. Эянек- кена) читательского восприятия и «читательских» начал ху­ дожественных произведений самого Толстого. Уже в работе над «Детством» «воображаемый» читатель представал как фактор творческого процесса. Формируя м е ­ тод -психологического р еали зм а -с его глубоким постижением «диалектики души» литературного героя, Толстой должен был рассчитывать и на «диалектику души» своего читателя: иначе он стал бы «-служить обедню для глухих». Отсюда и возникала зад ач а воспитания такого читателя, который мог бы инстинктивно, легко и свободно «-подчиняться» эстетиче­ ской -ситуации, входить в богатый -«внутренний мир» худо­ жественного произведения. Примечательно, что «Детство» буквально окружено р а з ­ думьями о читателе, и все это не «итоговые» или «рекомен­ дующие» предисловия, а рабочие записи «не для читателя, а для автора» (как и озаглавлено одно из них, связанное с «Романом русского помещика»), ' В обращении «К читателям» (1851— 1852 гг.), в отрывке «К тем господам критикам , которые захотят принять ее на свой счет» (1852), во второй редакции «Детства» (1852) он утверждает, что «всякий автор — в самом -обширном смысле 6

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=