ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

том , ч то Левину необходимо продолжать жить и воспиты­ в а т ь сына в условиях переломной эпохи. И вслед за этим Т о л с т о й приводит своего героя к познанию смысла жизни, о т к р ы т о г о ему подавальщиком Федором во время сенокоса: «...правдивый старик» Платон Фоканыч, богатый и хороший мужик», «бога помнит, для души живет», а не для «брюха», к а к Митюха Кириллов» (666). Левин остается помещиком, его цель — оставить сыну наследство, но жизнь его имеет «несомненный смысл добра», к о т о р ы й он «властен вложить в нее» (684). Итак, Толстой подошел к тезису: «бог есть добро». Его герой в 1870-е годы не мог еще знать, что, оставаясь поме­ щиком, нельзя «жить для души», так как социальные про­ тиворечия становятся все более антагонистическими, но Толстой-художник поднялся до высшей правды, поставив точку именно здесь. Роман устремлен в будущее, поэтому не случайно д ают ­ ся описания весеннего пробуждения природы, и любимый герой Толстого Константин Левин с радостью замечает, как ростки молодой травы пробиваются сквозь прошлогодние сухие листья. Именно эта сцена послужила источником л е ­ нинского выражения «ростки новой ж и зн и » 9. Разговор с по­ давальщиком Федором не случайно происходит подле «сло­ женного на току для семян аккуратного желтого скирда жатой ржи» (665). Вспоминаются некрасовские образы сея­ телей «разумного, доброго, вечного». Левин «твердо знал, что достижение этого общего блага возможно только при строгом исполнении того закона доб ­ ра, который открыт каждому человеку, и потому не мог ж е ­ лать войны и проповедывать для каких бы то ни было общих целей» (678—679). «Две звезды на потемневшем уже небе», тучи, стоящие с противной стороны. «Оттуда вспыхивала молния и слыш ал ­ ся дальний гром», «треугольник звезд» и «проходящий в се­ редине его Млечный Путь с его разветвлением»; «вспышки молнии», при которых все исчезало, символизируют слож ­ ный путь познания смысла жизни Левина: «Как только по­ тухала молния, как будто брошенные какой-то меткой ру­ ной, появлялись на тех же местах Млечный Путь и яркие звезды (683). Это те звезды, которые стали для Левина, подобно комете 1812 года для Пьера Безухова, символом стремления к высшему и лучшему, заложенному в будущем, в Детях. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=