ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
эпохи — приходится быть недовольным собой, во всем сом неваться, искать выхода из тупика. Остается надежда, что дети станут жить лучше, если будут воспитаны по-новому. Родители должны воспитывать детей сами, считая это важнейшим делом своей жизни — вот вывод, очевидный для Левина. Но, чтобы оказывать благотворное нравственное влияние на детей, надо знать, что хорошо и что дурно. Поэ тому Левин должен найти смысл жизни не только для себя, но и для сына Мити. Он должен оправдать себя в собствен ных глазах — отсюда лейтмотив: главное, надо чувствовать, что он не виноват перед народом, только тогда возможно семейное счастье. Итак, вместо мечтаний о подвиге во имя славы или во имя любви к людям у Левина появляется чувство вины и сознание обязанностей перед народом и перед сыном. Тако ва постановка Толстым проблемы отцов и детей в 1870-е годы. В эти годы углубляется философский смысл этой пробле мы. Левин мучительно ищет ответа на вопросы: «Зачем р ож дение? Д л я чего смерть?» Без разрешения этих двух вопро сов нельзя жить. Но самой диалектикой жизни Левин под веден к возможности их познания. Если прежде, «когда он старался сделать добро для всех, для человечества, для Рос сии, для губернии, для всей деревни», умел приятно думать, но нескладно делать, то позднее, в конце романа, с ним происходит противоположное: «Теперь он, точно против во ли, все глубже и глубже врезывался в землю, как плуг, так что уж и не мог выбраться, не отворотив борозды. Жить семье так, как привыкли жить отцы и деды, то есть в тех же условиях образования и в тех же воспитывать детей, было, несомненно, нужно» (662). А нужно для того, чтобы были доходы с родовой земли, «чтобы сын, получив ее в наследство, сказал так же спасибо отцу, как Левин го ворил спасибо деду за все то, что он настроил и насадил» (663). Отношения с народом, «частью» которого Левин «счи тал самого себя» (205) остаются традиционно дворянскими. Но в них есть особенность, которая подмечена Кити: «Все эти мужики, которые каждый день приходят к нему, как буд то он обязан им служить» (658—659). В служении людям видит она пример для сына: «Да, только будь таким, как твой отец, только таким» (659). Вспоминаются мысли Николеньки Болконского об умер шем отце в «Войне и мире», они совпадают, но разница в 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=