ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

эпохи — приходится быть недовольным собой, во всем сом­ неваться, искать выхода из тупика. Остается надежда, что дети станут жить лучше, если будут воспитаны по-новому. Родители должны воспитывать детей сами, считая это важнейшим делом своей жизни — вот вывод, очевидный для Левина. Но, чтобы оказывать благотворное нравственное влияние на детей, надо знать, что хорошо и что дурно. Поэ­ тому Левин должен найти смысл жизни не только для себя, но и для сына Мити. Он должен оправдать себя в собствен­ ных глазах — отсюда лейтмотив: главное, надо чувствовать, что он не виноват перед народом, только тогда возможно семейное счастье. Итак, вместо мечтаний о подвиге во имя славы или во имя любви к людям у Левина появляется чувство вины и сознание обязанностей перед народом и перед сыном. Тако ­ ва постановка Толстым проблемы отцов и детей в 1870-е годы. В эти годы углубляется философский смысл этой пробле­ мы. Левин мучительно ищет ответа на вопросы: «Зачем р ож ­ дение? Д л я чего смерть?» Без разрешения этих двух вопро­ сов нельзя жить. Но самой диалектикой жизни Левин под­ веден к возможности их познания. Если прежде, «когда он старался сделать добро для всех, для человечества, для Рос­ сии, для губернии, для всей деревни», умел приятно думать, но нескладно делать, то позднее, в конце романа, с ним происходит противоположное: «Теперь он, точно против во­ ли, все глубже и глубже врезывался в землю, как плуг, так что уж и не мог выбраться, не отворотив борозды. Жить семье так, как привыкли жить отцы и деды, то есть в тех же условиях образования и в тех же воспитывать детей, было, несомненно, нужно» (662). А нужно для того, чтобы были доходы с родовой земли, «чтобы сын, получив ее в наследство, сказал так же спасибо отцу, как Левин го­ ворил спасибо деду за все то, что он настроил и насадил» (663). Отношения с народом, «частью» которого Левин «счи­ тал самого себя» (205) остаются традиционно дворянскими. Но в них есть особенность, которая подмечена Кити: «Все эти мужики, которые каждый день приходят к нему, как буд­ то он обязан им служить» (658—659). В служении людям видит она пример для сына: «Да, только будь таким, как твой отец, только таким» (659). Вспоминаются мысли Николеньки Болконского об умер­ шем отце в «Войне и мире», они совпадают, но разница в 58

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=