ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
шатся дворянские устои, утрачиваются естественные, осно ванные на любви, семейные связи между родителями и детьми. Важное значение имеет нравственное влияние родителей, поэтому с самого начала автор судит отцов глазами и уста ми детей. И суд этот всегда справедлив, но не однозначен. Именно диалектикой жизни, сложным соотношением между чувством и разумом в психике ребенка объясняются те взаи моотношения, которые создаются в семье Облонских. Не смотря на виновность отца, все в доме, в том числе и дети, внутренне ему сочувствуют, желают, чтобы он был прощен. Но нравственный суд Толстого строг и справедлив. Писа тель выступает в качестве обвинителя Облонского, выражая тем самым свое отрицательное отношение к барственному образу жизни либерально настроенного дворянства. Отец Облонский резко противопоставлен отцу Дутлову. В крестьянской семье взаимные чувства любви и уважения возникают и развиваются в процессе совместного труда, когда каждый член семейного коллектива сознает свою от ветственность перед другими и старается быть полезным. Жизнь Дутловых вызывает симпатии со стороны Левина. * Теоретические споры о воспитании бесплодны. Однако укореняющиеся взгляды на необходимость более серьезного отношения к детям, к нравственному формированию их х а рактеров выявляются Толстым через эпизод, казалось бы, незначительный — посещение Константином Левиным семьи Львовых. Львов оставил дипломатическую службу и поселился в Москве «для того, чтобы дать наилучшее воспитание своим двум мальчикам» (571). Он предъявляет высокие требова ния прежде всего к себе. — Ах, как же! Я теперь чувствую, как я мало образован. Мне для воспитания детей д аже нужно много освежить в памяти и просто выучиться. Потому что мало того, чтобы были учителя, нужно, чтобы был наблюдатель, как в вашем хозяйстве нужны работники и надсмотрщик. Вот я читаю,— он показал грамматику Буслаева, лежавшую на пюпитре,— требуют от Миши, и это так трудно (571). Взгляды Львова и Левина сходятся по вопросу о нрав ственном воспитании как главной стороне формирования характера. Цель Львова очень высока: «Только бы были лучше меня. Вот все, чего я желаю» (572). И эта точка зре ния также характерна для передовых дворян переломной 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=