ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

зывается втянутым в споры о классическом и реальном образовании. Он — «классик». По приезде в Петербург Алексей Александрович соста­ вил себе план воспитания сына. Д л я него это было испол­ нением долга, делом, которое постоянно занимало его. В до ­ ме появился Ситников 7— «педагог, которому было поруче­ но светское воспитание Сережи» (436). Но результаты оказались негативными — и у отца, и у учителя возникло лишь недовольство поведением ученика. Не помогают и уси­ лия графини Лидии Ивановны. Формальная логика чужда детскому уму, ребенок хочет принять желаемое за действительное. Так, Сережа не верит в смерть любимых людей, поэтому из всех допотопных пат­ риархов запоминает лишь Еноха, взятого живым на небо. Девятилетний Сережа «без ключа любви никого не пускал в свою душу. Воспитатели его жаловались, что он не хотел учиться, а душа его была переполнена жаждой познания. И он учился у Капитоныча, у няни, у Наденьки, у Василия Лукича, а не у учителей. Та вода, которую отец и педагог ждали на свои колеса, давно уже просочилась и работала в другом месте» (444). Василий Лукич, воспитатель Сережи, сумел сблизиться с мальчиком и стать его другом. После свидания с матерью Сережа перенес тяжелую бо ­ лезнь и сильно повзрослел. Через год его видит Облонский. Это уже подросток, вошедший в комнату бойко, развязно. Взглянув на Степана Аркадьевича, он покраснел, постарал ­ ся освободить свою руку из. руки дяди и на вопрос, помнит ли он мать, ответил: «Нет, не помню». Но это не так. «Славянин-гувернер через полчаса нашел своего воспи­ танника на лестнице и долго не мог понять, злится он или плачет». На его расспросы последовал раздраженный ответ Сережи: «Оставьте меня! Помню, не помню... Какое ему д е ­ ло? Зачем мне помнить? Оставьте меня в покое! — обратил ­ ся он уже не к гувернеру, а ко всему свету» (609). Сережа учится в школе, у него появились новые тов а ­ рищи. Веяния времени сказываются д аж е в играх: мальчики с увлечением играют в железную д о р о г у 8. Толстой выводит Сережу из аристократической среды и через пережитое горе (утрата матери) дает ему возможность узнать, что такое жизненные противоречия. Сын сохраняет любовь к матери и окончательно отходит от отца. Совершенно очевидно, что и в данной ситуации отразил ­ ся переломный момент в русской жизни, момент, когда ру ­ 56

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=