ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

ков, символизирующей недостижимую мечту, высший идеал толстовского героя (см. ч. 3, гл. X II). Т ак Толстой-худож- ник, всегда верный диалектике жизни, выразил сложность и противоречивость переходного времени, определявшего судьбы действующих лиц его романа. Сергей Иванович Кознышев представлен Толстым как носитель либеральных идей. Это один из ученых «прогрес­ систов», которые думают, что любят и знают народ. Особен­ но резкой является авторская ирония в «деревенских» сце­ нах, когда летом в Покровское приезжает погостить к б р а ­ ту Сергей Иванович, который «никогда не изменял своего мнения о народе и сочувственного к нему отношения» (205). Толстой резко обличает реформы, подчеркивая их антина­ родный характер. В этом отношении, несмотря на различие своих взглядов с идейными установками Чернышевского и Добролюбова, он продолжает демократическую линию, од ­ новременно с Некрасовым и Щедриным вскрывая мерзость либерализм а. Подобно Чернышевскому и Слепцову, Толстой разоблачает теорию и практику «малых дел» (см. ч. 3. гл. II I ) . Сравнение земских учреждений с березками, «кото­ рые мы натыкали, как в троицын дець», можно сопоставить с неудачной попыткой Кознышева найти свое счастье с В а ­ ренькой (прогулка в лес за грибами ). Бесполезность жизни Сергея Ивановича подчеркнута его одиночеством. Рядом с Константином появляется и Николай Дмитрие­ вич Левин, незаурядный человек, сделавший смелую попыт­ ку порвать со своим классом. Спор братьев по социальным вопросам чрезвычайно интересен тем, что Николай вы ска­ зывает марксистскую точку зрения на общественные отно­ шения и логически по всем пунктам опровергает Констан­ тина, оставаясь победителем, но это лишь в теории, а его народническая практика неудачна. И вся его ж а л к а я фигу­ ра, нескладная, бесполезная жизнь, а такж е ранняя мучи­ тельная смерть убеждают читателя в обратном. Опять мы имеем дело с верной оценкой со стороны Толстого и мате­ риалистического социалистического учения и роли либераль ­ ных народников. В безвременной гибели Николая Левина нашла свое воп лощение типичная судьба народников, выходцев из дворян ­ ской среды (И. С. Тургенев «Новь» — Н еж д ан о в ). Это не те, кому принадлежит будущее, так как они не могут найтн путей к народу. И не случайно именно смерть Николая Л е ­ вина заставила Константина прекратить попытки хозяйст

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=