ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
ный пример мы находим в том же разговоре, причем собе седники уже не спорят, а речь, начатая Степаном Василье вичем о купце, предлагавшем ему срубить липу в саду, про долж ена с улыбкой Левиным, «не раз уже сталкивавшимся с подобными расчетами». Левин подводит печальные итоги: — А вы и я — только дай бог нам свое удерж ать и деткам оставить... Так мы без расчета и живем, точно приставлены мы, как весталки древние, блюсти огонь какой-то (551—552). Повинуясь «сословному инстинкту», Левин с возмущени ем говорит о дворянском разорении, обращ аясь к «Рюрико вичу» — князю Облонскому: «Тут арендатор-поляк купил за полцены у барыни, которая живет в Ницце, чудесное име ние. Тут отдают купцу в аренду за рубль десятину земли, которая стоит десять рублей. Тут ты безо всякой причины подарил этому плуту тридцать тысяч. — Так что же? считать каждое дерево? — Непременно считать... У детей Рябинина будут ср ед ства к жизни и образованию , а у твоих, пожалуй, не будет! (147— 148). Левин преследует определенную цель: обеспечить буду щее детей, а это возможно, по его представлениям, только через упрочение наследственной собственности. Однако по пытки произвести хозяйственные реформы не дают желае мых результатов: и помочь несправедливо обиженным ни щим мужикам он не сумел, и для себя никаких выгод не извлек. Стремление во всем «дойти до корня» при постанов ке самых больных, самых проклятых вопросов своего вре мени, а такж е «чистота нравственного чувства», свойствен ная Толстому, писателю и человеку, заставили его, сделап любимой мыслью романа «Анна Каренина» «мысль семей ную», придать этой проблеме не только глубоконравствен ный, но и остросоциальный смысл. Левин выступает в каче стве защитника аристократизма, он дорожит «родовым п| трудовым» и утверждает: «Мы аристократы , а не те, котог рые могут существовать только подачками от сильных мир.' сего и кого купить можно за двугривенный» (149). Чест ность, независимость, «высшая степень образования» — не I отъемлемые качества дворянского аристократизма, наслед ство, оставленное отцами и дедами. Левин считает себя впра ве не признать аристократом Вронского на основании тоге что его отец «вылез из ничего пронырством», его мать «бог знает с кем не была в связи» (149), а затем будет скептичсЦ 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=