ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

ту. Признание морального превосходства крепостных кр е­ стьян над их господами вызывало у передовых дворян чув­ ство вины перед народом, стремление вывести мужицкое сословие из м рака и невежества, вернуть ему поруганное человеческое достоинство, развить дремлющие умственные задатки . Эти две стороны проблемы оказались неразрывно св я ­ занными друг с другом на протяжении всего творчества Толстого. Задуманный в молодости «Роман русского поме­ щика» не был им написан, зато через все произведения проходит тема отцов и детей, разработанн ая в диалектиче­ ском единстве, и, как всегда у Толстого, своеобразно. Поворот к современности, казалось бы, столь неожидан ный для Толстого, в начале 1870-х годов был закономерен. «Период 1862— 1904 годов был именно такой эпохой ломки в России, когда старое бесповоротно, у всех на глазах ру ­ шилось, а новое только укладывалось, причем общественные силы, эту укладку творящие, впервые показали себя на деле, в широком общенациональном масштабе, в массовидном открытом действии на самых различных поприщах лишь в 1905 го д у » 2. Русское освободительное движение 1870-х годов имее г1 качественное отличие от революционной борьбы шестиде­ сятников. Данное обстоятельство определило новый харак тер постановки проблемы отцов и детей. «Устами К. Левиня в «Анне Карениной» Л . Толстой чрезвычайно ярко выразил, в чем состоял перевал русской истории за эти полвека» 3. В 1873— 1877 гг., работая над романом из современной жизни, Толстой пересматривал свои социально-философ ские, нравственные и эстетические позиции, приближаясь к окончательному разрыву «со всеми привычными в згл яд ам и ’ той среды, к которой он принадлежал «по рождению и вое питанию». «Острая ломка всех «старых устоев» деревенской России обострила его внимание, углубила его интерес к про исходящему вокруг него, привела к перелому всего его ми­ росозерцания» 4. В романе «Анна Каренина» утвердилось резко-обличи тельное изображение высших кругов дворянства, утратив шего вместе с политическим господством всякие нравствен ные устои и обреченного на вырождение. Здесь чувствуется продолжение линии «Войны и мира». Аристократически»-' «безлюбовные» семьи изображены Толстым с явным cap казмом (кружок Бетси Тверской, «любовь» графини Лидия н 50

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=