ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
I г. H. ИЩУК Л. н. ТОЛСТОЙ О ЧИТАТЕЛЕ И ЧИТАТЕЛЬСКОМ ВОСПРИЯТИИ Задумались ли вы в своей работе, Кому предназначается ваш труд? Гёте. Фауст, Театральное вступление. В творчестве каждого писателя, а такж е в истории лите ратуры читатель предстает как одна из важнейших и вместе с тем самых «таинственных», т. е. малоизученных величин. Еще очень слабо разр або тан а к а к методология, так и м ето дика исследования этого вопроса. А между тем для писателя читатель выступает к ак явственно осязаемый объект прило жения творческих усилий и, следовательно, как «оправда ние» самой писательской деятельности. «Читательские» ощ у щения писателя, несомненно, отраж аю тся в структуре про изведения, а оно, в свою очередь, начинает «светиться» в живом, (конкретном индивидуальном восприятии. Читатель ское восприятие всегда было важнейшим фактором истори ко-литературного процесса, а потому изучение его необходи мо и на этом уровне. Интерес к «читательским» граням художественного про изведения и к процессам исторического «потребления» лите ратурной культуры стимулирован предложенной акад. М. Б. Храпченко (в 1968 г.) перспективой историко-функцио нального изучения словесного художественного творчества. В последние годы появилось немало работ в этой области. Н а этом пути особенно значительным было бы обращение к художественному опыту и эстетике писателей-классиков рус ской и мировой литературы , мысли которых обладаю т не только достоверностью и живостью «первоисточника», но и, как правило, колоссальным теоретическим содержанием. Л. Н. Толстой и здесь занимает одно из первых мест в мировой культуре. 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=