ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
встречать определение, которое я мог бы признать удовлет ворительным, и потому предлагаю свое: поэт есть человек, умеющий говорить и за себя и за другого. Это определение (не совсем верное только разве в смысле неполноты) может, впрочем, кажется, обнять не только поэта, а художника вообще» 10. Но, как подчеркивает Михайловский, процесс слияния художника и того, кто воспринимает его произведения, «пе реживание чужой жизни, чужого настроения, как бы всасы вание его в себя может само по себе быть наслаждением , которое и лежит в основе искусства, как для художника, т а к и для зрителя, слушателя, читателя» (8, 829). В художест венном наслаждении проявляется различие между реальны ми и художественными эстетическими впечатлениями, кото рое обусловлено отношением искусства к действительности. «Искусство,— пишет Михайловский,— выраж ает не непо средственные чувства, а отраженные, и всякое хорошее про изведение искусства дает иллюзию, возможно полную по условиям данной отрасли искусства, но все-таки иллюзию. И мы это знаем . Поэтому-то мы, при всем сочувствии к ужасному положению Дездемоны , не заступаемся за нее, и тем паче не раскланиваемся перед превосходно написанным портретом нашего знакомого и т. п.» (8, 832). Справедливо во зраж ая против попытки «умалить роль наслаждения в искусстве», Михайловский понимал, что Тол стой не мог обойтись без этого критерия в своем трактате. Как отмечают современные исследователи, великий худож ник неоднократно признавал значение гедонистической функции искусства и . Выпады Толстого против представле ний об искусстве как наслаждении в трактате «Что такое искусство?» были своеобразным выражением его страстного протеста против искусства «высших классов». Но, переходя к характеристике «заражения» искусством как процесса, писатель, как это метко отмечает Михайловский, все-таки вводит понятие о наслаждении. «Воспринимающий,— зам е чает Толстой,— испытывает тем большее наслаждение, чем особеннее то состояние души, в которое он переносится, и потому тем охотнее и сильнее сливается с ним» (30, 149). Как подчеркивает критик, «дальнейшим развитием своей Формулы искусства гр. Толстой приведен к необходимости включить наслаждение в число условий заразительности ху дожественного произведения» (8, 864). Мысли Н. К. Михайловского о специфике художествен 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=