ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

непосредственно своим видом или производимыми им зву ­ ками в ту самую минуту, как он испытывает чувство, зас тав ­ ляет другого человека зевать, когда ему самому зевается, или смеяться, или плакать, когда сам чему-либо смеется или плачет, или страдать, когда сам страдает, то это еще не есть искусство. Искусство начинается тогда, когда человек с целью передать другим людям испытанное им чувство снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выраж ает его» (30, 64). Но в этом процессе — процессе воссоздания и передачи чувства — важное значение имеет специфическое художест­ венное наслаждение, включающее понимание границы м еж ­ ду жизнью и искусством. «В жизни Действительной,— пишет Михайловский,— мы радуемся чужой радости и сострадаем чужому страданию... именно потому, что зар аж аем ся этими настроениями и испытываем сами наслаждение или же стр а ­ дание. Вид страданий Гекубы в действительной жизни и пе­ реживание их наслаждения не дают. Напротив, мы испыты­ ваем при этом только большее или меньшее страдание, кото­ рое и стремимся так или иначе прекратить: или просто отходим, чтобы не видеть страдания, или стараемся лаской, сочувствием утешить, или, если это возможно, удалить с а ­ мую причину страдания. Не то в искусстве. В театре мы любуемся, наслаж даем ся видом мастерского переживания чужих страданий и страдаем , если актер д елает это дурно... Иллюзия должна быть полная, но это все-таки иллюзия, иначе мы или бросились бы между Отелло и Дездемоной, чтобы предупредить убийство, или убежали бы из театра, чтобы не быть свидетелем его» (8, 830). Считая важнейшим признаком искусства его зар а зи тел ь ­ ность, Толстой отмечает: главная особенность чувства, вы ­ зываемого произведениями искусства, заключается в «слия­ нии личности с другими», в том, что «воспринимающий до такой степени сливается с художником, что ему каж ется, что воспринимаемый им предмет сделан не кем-либо другим, а им самим, и что все то, что выраж ается этим предметом, есть то самое, что так давно уже ему хотелось выразить» (30, 149). Искусство по самой сути своей должно служить не разобщению, а соединению людей. Эти мысли особенно близки критику. Еще в «Литератур­ ных и журнальных зам етках 1874 года», анализируя стихо­ творения Н. Щербины, он замечал: «Но что такое история развития поэта? Что такое сам поэт? Мне не случалось 46

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=