ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
но-этических исканий Толстого конца прошлого века, и Ми хайловский совершенно прав, видя в них «выражение ж е л а ния, если не совсем упразднить, то умалить роль н а сл аж дения в искусстве» (8, 825). По мысли критика, зар а зи тел ь ность художественных произведений, на которую указывает Д . Н. Толстой, неотделима от наслаждения: «Формула г р. Толстого совершенно верна, но дело в том, что провод ником заразительности художественных произведений я в ляется все-таки наслаждение...» (8, 826). К ак подчеркивает Михайловский, «искусство не есть наслаждение,— эти два понятия не покрывают друг друга; однако наслаждение есть необходимое условие искусства» (8, 831). Обращ аясь к различным видам художественного н а сл аж дения, критик стремится найти основной источник его свое образия. Этот источник он видит прежде всего в том, что искусство выраж ает «не непосредственные чувства, а о тр а женные» (8, 832), создает иллюзию действительности. Конспектируя книгу Л . Фейербаха «Лекции о сущности религии», В. И. Ленин выделил фразу: «Искусство не тр е бует признания его произведений за действительность 8. В постижении специфики художественного наслаждения для Михайловского важн а именно эта мысль о разграничении «реальных и художественных впечатлений» (8, 832—833). Художественное наслаждение возникает не только в тех случаях, когда художник воспроизводит радостный и счаст ливый момент человеческой жизни и тем самым возбуждает «приятное чувство», оно уживается «рядом с отрицательны ми чувствами страдания, уж аса, отвращения, негодования, которыми зар аж аю т нас художники слова, кисти, резца, зв у ка» (8, 827). В чем своеобразие этого наслаждения, которое, по словам критика, манит нас «перечитывать мучительней шие страницы Достоевского, слушать похоронный марш или горькую песнь «надгробного рыдания», смотреть, как надры ваются «бурлаки» на картине Репина или как готовятся к йазни «стрельцы» на картине Сурикова, присутствовать при 'перевоплощении страданий Дездемоны или Гекубы»? (8, 829). Михайловский показывает, что в трактате Толстого учте на разница между «психической заразительностью» в искус стве и обыденной жизни. Этот факт, между прочим, не при нимали во внимание некоторые позднейшие критики теории «заражения», в частности Л . С. Выготский9. «Если чело век,— пишет Толстой,— з ар аж а е т другого и других прямо 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=