ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

испытываемые им чувства, а другие люди зараж аю тся эти ­ ми чувствами и переживают и х » 5. Это определение нахо­ дится в центре представлений Толстого о сущности искус­ ства. В новейшем исследовании, посвященном эстетике Толсто­ го, отмечается, что Михайловский был в числе критиков, которые попытались умалить значение выдвинутого Тол ­ стым критерия «заразительности» и «стали отыскивать его у других теоретиков» 6. Думается, что это утверждение не вполне справедливо, так как определение Толстым сущно­ сти искусства Михайловский называет «поистине превосход­ ным» (8, 818) и «прекрасным» (8, 863). Подчеркивая, что статья Толстого показывает, «какое огромное значение имеет психическая заразительность в вопросах искусства», Михай­ ловский пишет: «Вполне признавая заслугу нашего великого художника, надо, однако, заметить, что он не первый обра­ тил внимание на эту в высшей степени важную сторону дела, и не совсем прав, утверждая, что доселе никем ничего не было сделано в этом направлении» (8, 825). Но обращ е­ ние к зарубежным источникам необходимо Михайловбкому не для того, чтобы «умалить»' значение критерия « зар а зи ­ тельности», а для того, чтобы оттенить противопоставление гедонистической и коммуникативной функций искусства, ко ­ торое, как это верно отмечено В. Н. Лукиным 7, содержится в трактате Толстого» и которое Михайловскому представ­ ляется неправомерным. «Для того, чтобы точно определить искусство,— пишет Толстой в начале своего тр ак тата ,— надо прежде всего перестать смотреть на него, как на средство наслаждения, а рассматривать искусство, как одно из усло­ вий человеческой жизни» (30, 63). Отвергая целый ряд определений сущности искусства, писатель вновь подчерки­ вает ту ж е мысль: «Искусство не есть, как это говорят м ета­ физики, проявление какой-то таинственной идеи, красоты , Бога; не есть, как это говорят эстетики-физиологи, игра, в которой человек выпускает излишек накопившейся энергии; не есть проявление эмоций внешними знаками ; не есть про­ изводство приятных предметов, главное — не есть н а сл аж ­ дение, а есть необходимое для жизни и для движения к благу отдельного человека и человечества средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах» (30, 66). «Искусство не есть наслаждение...» (30, 194),— повто­ ряет он вновь в заключении к трактату. Эти высказывания вполне соответствуют духу религиоз- 44

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=