ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
нышевского в истолковании творчества Толстого, переходя от констатации его художнической манеры переселяться в душу простолюдина к констатации идеологической принци пиальности этой манеры у Толстого, заключающей в себе прямое нравственное противопоставление народа госпо дам» 3. В 80-е годы Михайловский с позиций публицнста-демо- крата подверг принципиальной критике идеи непротивления злу насилием и самоусовершенствования в проповедях и ху дожественной практике Толстого, хотя при этом объяснял причины кризиса в мировоззрении Толстого 70-х — 80-х го дов лишь как результат «вытянувшейся шуйцы» 4. Высказы вания Михайловского о Толстом часто носили характер страстной и заинтересованной полемики, направленной и против врагов и недоброжелателей великого писателя, и против «идолопоклонников», восторгавшихся каждым его словом, и против отдельных взглядов самого Толстого. Толстого и Михайловского, несмотря на коренные р а с хождения по многим вопросам, сближ ало то, что каждый из них по-своему был выразителем идей крестьянской демокра тии, сближ ало горячее сочувствие многомиллионным массам трудящихся и угнетенных России, ненависть и к остаткам крепостничества, и к надвигающемуся капитализму — вместе с наивным желанием зад ерж ать его развитие или избежать его. В тоне и содержании отзыва Михайловского о трактате «Что такое искусство?» заметны следы его, по выражению Розы Люксембург, «горестно-резкой» полемики против не противленческих и религиозно-аскетических идей Толстого. Это отнюдь не означает недооценки мыслей великого писа теля о сущности художественного творчества. Напротив, он видит в трактате Толстого «нечто значительное и ценное», а его ответ на вопрос «что такое искусство?» считает «в высо кой степени интересным» (8, 815—816). В трактате Толстого содержится глубокое и ценное опре деление коммуникативной функции, прежде всего « зар а зи тельности» искусства: «Вызвать в себе раз испытанное чув ство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, к р а сок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство,— в этом состоит деятельность искусства. Искусство есть деятель ность человеческая, состоящая в том, что один человек соз нательно известными внешними знаками передает другим 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=