ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

нышевского в истолковании творчества Толстого, переходя от констатации его художнической манеры переселяться в душу простолюдина к констатации идеологической принци­ пиальности этой манеры у Толстого, заключающей в себе прямое нравственное противопоставление народа госпо­ дам» 3. В 80-е годы Михайловский с позиций публицнста-демо- крата подверг принципиальной критике идеи непротивления злу насилием и самоусовершенствования в проповедях и ху­ дожественной практике Толстого, хотя при этом объяснял причины кризиса в мировоззрении Толстого 70-х — 80-х го­ дов лишь как результат «вытянувшейся шуйцы» 4. Высказы ­ вания Михайловского о Толстом часто носили характер страстной и заинтересованной полемики, направленной и против врагов и недоброжелателей великого писателя, и против «идолопоклонников», восторгавшихся каждым его словом, и против отдельных взглядов самого Толстого. Толстого и Михайловского, несмотря на коренные р а с ­ хождения по многим вопросам, сближ ало то, что каждый из них по-своему был выразителем идей крестьянской демокра­ тии, сближ ало горячее сочувствие многомиллионным массам трудящихся и угнетенных России, ненависть и к остаткам крепостничества, и к надвигающемуся капитализму — вместе с наивным желанием зад ерж ать его развитие или избежать его. В тоне и содержании отзыва Михайловского о трактате «Что такое искусство?» заметны следы его, по выражению Розы Люксембург, «горестно-резкой» полемики против не­ противленческих и религиозно-аскетических идей Толстого. Это отнюдь не означает недооценки мыслей великого писа­ теля о сущности художественного творчества. Напротив, он видит в трактате Толстого «нечто значительное и ценное», а его ответ на вопрос «что такое искусство?» считает «в высо­ кой степени интересным» (8, 815—816). В трактате Толстого содержится глубокое и ценное опре­ деление коммуникативной функции, прежде всего « зар а зи ­ тельности» искусства: «Вызвать в себе раз испытанное чув­ ство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, к р а ­ сок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство,— в этом состоит деятельность искусства. Искусство есть деятель ­ ность человеческая, состоящая в том, что один человек соз­ нательно известными внешними знаками передает другим 13

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=