ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

А. А. СЛИНЬКО Н. к. МИХАЙЛОВСКИЙ О СПЕЦИФИКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛАЖДЕНИЯ (К оценке трактата Л. Н. Толстого «Что такое искусство?») В 1897— 1898 гг. был опубликован знаменитый трактат Л . Н. Толстого «Что такое искусство?», представляющий итоги пятнадцатилетних размышлений гениального худож ­ ника над сущностью искусства, в которых ярко и выпукло выразились сильные и слабые стороны его мировоззрения. Трактат был крупным явлением русской и мировой эстети­ ческой мысли, вызвавшим многочисленные отклики в лите­ ратуре конца XIX — начала XX в. Один из них, принадле­ жащий виднейшему народническому критику Н. К. М ихай­ ловскому и публиковавшийся сразу после появления работы Толстого *, не получил, на наш взгляд, всесторонней оценки в современном литературоведении. Лишь в самое последнее время было справедливо указано на важное значение этого отклика в характеристике эстетических взглядов Н. К- Ми­ хайловского 2. Оценка Михайловским трак тата «Что такое искусство?» может быть понята лишь в связи с общей кон­ цепцией критика в осмыслении творческой деятельности Л . Н. Толстого. Суждения Михайловского о Толстом занимают выдаю ­ щееся место в домарксистской демократической критике. В статье «Десница и шуйца Л ьва Толстого» Михайловский первым в русской критике поставил вопрос о сильных .(«десница») и слабых («шуйца») сторонах творчества Л . Н. Толстого, и не только поставил, но и сделал попытку вскрыть механизм этого противоречия, связав его с процес­ сом перехода писателя на позиции «занятых классов» — крестьянства. По справедливому выражению В. И. Кулешо­ ва, «Михайловский делал важный шаг вперед после Чер- 42

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=