ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
•тическом значении подлинная записка Николая I о церемо нии казни декабристов, как он писал В. В. Стасову 8—9 ию ня 1878 г.,— «ключ, отперший не столько историческую, сколько психологическую дверь» (62, 429), таково же значе ние поступка декабриста П. Н. Свистунова (бросился в Неву и потом ел стекло). В письме к Свистунову 14 марта 1878 г. (62, 395) Толстой подчеркивал важность подлинно сти характерной черты или поступка пероя. Подлинность особенного, характерность являются основой изобразитель ного начала в реалистическом искусстве. Толстому как ху- дожнику-реалисту важнее п о к а з а т ь человека, чем рас сказать о нем. Косвенное подтверждение этого мы находим в письме его к А. А. Толстой 24 января 1877 г., написанном после возвращения Софьи Андреевны из Петербурга, где со стоялось личное знакомство ее с А. А. Толстой: «...хотя я и писатель, вы т ак трудны для описания, что, сколько я ни старался, я не мог объяснить ей вас. Но она теперь поняла совсем» (62, 306). 128 октября 1879 г. Толстой внес в Записную книжку № 7 запись, содержащую образное выражение философского обобщения своих раздумий о типах людей, об их месте м еж ду людьми: «Есть люди мира, тяж елы е*без крыл. Они внизу возятся. Есть из них сильные — Наполеоны пробивают страшные следы между людьми, делаю т сумятицы, но все по земле. Есть люди, равномерно отращивающие себе ' крылья и медленно поднимающиеся и взлетающие. Монахи. Есть легкие люди, воскриленные, поднимающиеся слегка от тесноты и опять спускающиеся — хорошие идеалисты. Есть с большими, сильными крыльями, для похоти спускающиеся в толпу и ломающие крылья. Таков я. Потом бьется с сло манным крылом, вспорхнет сильно и упадет. З аж и в у т крылья, воспарит высоко. Помоги Бог. Есть с небесными крыльями нарочно из любви к людям спускающиеся на землю (сложив кры лья ), и учат людей л е тать. И когда не нужно больше — улетит. Христос» (48, 195). Эта запись отраж ает то новое суждение о людях и о смысле человеческой жизни, которое сложилось у Толстого в период «перелома» и таким образом определило новые критерии этической и эстетической оценки. Эти критерии бу дут определять подход Толстого к созданию характеров в произведениях следующего периода творчества и внесут к а чественные изменения в решение Толстым проблемы худо жественного метода. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=