ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

•тическом значении подлинная записка Николая I о церемо­ нии казни декабристов, как он писал В. В. Стасову 8—9 ию­ ня 1878 г.,— «ключ, отперший не столько историческую, сколько психологическую дверь» (62, 429), таково же значе­ ние поступка декабриста П. Н. Свистунова (бросился в Неву и потом ел стекло). В письме к Свистунову 14 марта 1878 г. (62, 395) Толстой подчеркивал важность подлинно­ сти характерной черты или поступка пероя. Подлинность особенного, характерность являются основой изобразитель­ ного начала в реалистическом искусстве. Толстому как ху- дожнику-реалисту важнее п о к а з а т ь человека, чем рас­ сказать о нем. Косвенное подтверждение этого мы находим в письме его к А. А. Толстой 24 января 1877 г., написанном после возвращения Софьи Андреевны из Петербурга, где со­ стоялось личное знакомство ее с А. А. Толстой: «...хотя я и писатель, вы т ак трудны для описания, что, сколько я ни старался, я не мог объяснить ей вас. Но она теперь поняла совсем» (62, 306). 128 октября 1879 г. Толстой внес в Записную книжку № 7 запись, содержащую образное выражение философского обобщения своих раздумий о типах людей, об их месте м еж ­ ду людьми: «Есть люди мира, тяж елы е*без крыл. Они внизу возятся. Есть из них сильные — Наполеоны пробивают страшные следы между людьми, делаю т сумятицы, но все по земле. Есть люди, равномерно отращивающие себе ' крылья и медленно поднимающиеся и взлетающие. Монахи. Есть легкие люди, воскриленные, поднимающиеся слегка от тесноты и опять спускающиеся — хорошие идеалисты. Есть с большими, сильными крыльями, для похоти спускающиеся в толпу и ломающие крылья. Таков я. Потом бьется с сло ­ манным крылом, вспорхнет сильно и упадет. З аж и в у т крылья, воспарит высоко. Помоги Бог. Есть с небесными крыльями нарочно из любви к людям спускающиеся на землю (сложив кры лья ), и учат людей л е ­ тать. И когда не нужно больше — улетит. Христос» (48, 195). Эта запись отраж ает то новое суждение о людях и о смысле человеческой жизни, которое сложилось у Толстого в период «перелома» и таким образом определило новые критерии этической и эстетической оценки. Эти критерии бу­ дут определять подход Толстого к созданию характеров в произведениях следующего периода творчества и внесут к а ­ чественные изменения в решение Толстым проблемы худо­ жественного метода. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=