ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
долж на быть подана в сочетании с иными, «противополож ными ему, тонкими, мелкой работы, нежными характерами , к а к Жуковский.., с другими и, главное, с декабристами, эта крупная фигура, составляющая тень (оттенок) к Николаю П авлович у— самой крупной и a g ra n d s tra its фигуре, вы р а ж а ет вполне то время» 23. ' Следуя своему принципу изображения исторических лиц в художественном произведении — не герои, а люди со все ми свойственными человеку особенностями,— Толстой хотел бы «поглубже заглянуть ему (Перовскому — М. Б.) в д у шу» 24. Здесь Толстой сумел уловить существенную сторону реализма, на которую указываю т современные исследова тели. «Принципиальное отличие реалистической концепции человека..,— пишет Е. Н. Купреянова,— состоит в том, что не только судьба человека или личности.., но такж е и его духовный мир... обретают свою объективную художествен ную мотивировку... в социально-исторической конкретности всего низкого и высокого, что в нем есть. Все, что в нем есть идеального и возвышенного, прове ряется в системе реализма степенью их «действительности», т. е. психологической достоверностью ...»25. Именно поэтому глубокий психологический анализ в разных своих формах леж и т у Толстого и в основе обрисовки народных х ар акте ров. Интерес к изображению народных характеров (народ ных типов) обнаружился еще в раннем творчестве Толстого в военных Кавказских и Севастопольских рассказах ; отм е ченное Н. Г. Чернышевским в заметке об «Утре помещика» внимание Толстого к внутреннему миру крестьянина усили вается с течением времени («Казаки», «Поликушка», «Война и мир»). В 70-х годах писатель уже указывает на необходимость перенести акцент в обрисовке народного характера на изо бражение «диалектики души». 6 ноября 1878 г. Софья Анд реевна запи сала в своем Дневнике слова Л ьва Николаевича: «Я занят старухой, какой у ней вид, какая фигура, о чем она думает, а надо, главное, ей вложить чувство. Чувство, что старик ее Герасимыч сидит безвинно в остроге, с поло виной головы обритой и это чувство ее не оставляет ни на минуту» 26. Природу типического характера Толстой видит в ди алек тическом взаимодействии, в единстве частного и общего. И чем исключительнее, самобытнее частное, тем ярче про ступает через него общее. Такова для Толстого в своем эсте- 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=