ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
кризиса, символика имеет иную основу, иные истоки, она приобретает и новую эстетическую функцию — функцию про поведничества, поучения (если не в столь категорической форме, как это будет позже, но уже с достаточно четко определившейся тенденцией к этому) 19. Взаимодействие религиозно-философских исканий Тол стого с развитием его эстетических воззрений и художест венного творчества — явление сложное. Мы наблюдаем здесь двуединый процесс: с одной стороны, Толстой отходит от художественных средств изображения действительности и стремится к логическому формулированию своих новых взглядов, что сказывается и на эволюции художественного метода. После романа «Анна Каренина» Толстому в преде лах 70-х годов не удалось завершить начатых художествен ных произведений, но зато появляются такие новые и р а з ные по типу вещи, как «Исповедь», «Исследование догмати ческого богословия», «В чем моя вера?» С другой стороны, от трактатов Толстой идет к обновлению прежнего художе ственного метода, к новым средствам художественного изображения, к выработке нового художественного стиля. В религиозно-философских тр актатах окончательно склады вается толстовская сатира, стиль, сочетающий художествен ное изображение с прямым и страстным авторским вы ска зыванием, с наличием элементов проповедничества. III С о здавая художественное произведение и анализируя одновременно творческий процесс, Толстой открывает зако ны реалистического искусства. Закон единства, или закон сцепления мыслей, Толстой формулирует в уже упоминавшейся переписке со Страхо вым по поводу романа «Анна Каренина». Помимо всего кон текста письма, здесь очень важны подчеркнутые нами сло ва: «Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя...» (62, 269—270). Здесь не только от мечена нерасторжимость внутренней связи жизненных яв лений, эстетически закрепленная художественной структу рой произведения, но и активность авторской позиции, про являющейся в той же художественной структуре. Суть этого закона раскрывается в романе «Анна Каренина» (XI глава, часть пятая) через сопоставление восприятия произведения искусства художником Михайловым и Голенищ евым20. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=