ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

кризиса, символика имеет иную основу, иные истоки, она приобретает и новую эстетическую функцию — функцию про­ поведничества, поучения (если не в столь категорической форме, как это будет позже, но уже с достаточно четко определившейся тенденцией к этому) 19. Взаимодействие религиозно-философских исканий Тол­ стого с развитием его эстетических воззрений и художест­ венного творчества — явление сложное. Мы наблюдаем здесь двуединый процесс: с одной стороны, Толстой отходит от художественных средств изображения действительности и стремится к логическому формулированию своих новых взглядов, что сказывается и на эволюции художественного метода. После романа «Анна Каренина» Толстому в преде­ лах 70-х годов не удалось завершить начатых художествен­ ных произведений, но зато появляются такие новые и р а з ­ ные по типу вещи, как «Исповедь», «Исследование догмати ­ ческого богословия», «В чем моя вера?» С другой стороны, от трактатов Толстой идет к обновлению прежнего художе­ ственного метода, к новым средствам художественного изображения, к выработке нового художественного стиля. В религиозно-философских тр актатах окончательно склады ­ вается толстовская сатира, стиль, сочетающий художествен­ ное изображение с прямым и страстным авторским вы ска­ зыванием, с наличием элементов проповедничества. III С о здавая художественное произведение и анализируя одновременно творческий процесс, Толстой открывает зако­ ны реалистического искусства. Закон единства, или закон сцепления мыслей, Толстой формулирует в уже упоминавшейся переписке со Страхо вым по поводу романа «Анна Каренина». Помимо всего кон текста письма, здесь очень важны подчеркнутые нами сло­ ва: «Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя...» (62, 269—270). Здесь не только от мечена нерасторжимость внутренней связи жизненных яв лений, эстетически закрепленная художественной структу­ рой произведения, но и активность авторской позиции, про являющейся в той же художественной структуре. Суть этого закона раскрывается в романе «Анна Каренина» (XI глава, часть пятая) через сопоставление восприятия произведения искусства художником Михайловым и Голенищ евым20. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=