ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
когда я стал отыскивать смысл жизни и не нашел его, когда я почувствовал необходимость самому жить, зеркалыцо это стало мне или не нужно, излишне и смешно или мучитель но... Я от зеркальца обратился к жизни...» (23, 497). Искус ство расценивается теперь как иллюзия. Иллюзия эта исче зает, утрачивает всякое значение при сознании неизбежно сти гибели человека. Вопрос о непреходящей ценности искусства теперь снят Толстым потому, что ему был неясен смысл жизни человека, не уничтожаемый смертью. Цель и зад ач а создания «Исповеди» сформулированы в письме к Страхову 30 ноября 1875 г., так что замысел этого произведения совпадает с работой над романом «Анна К а ренина». Многое, что было изображено в романе как отра жение увиденного писателем в самой жизни и понятого им, затем будет обобщено и выльется в «Исповеди» в логические формулы и прямые высказывания 16. Так, предмет рассуж дений в «Исповеди» о четырех возможных путях в жизни, о четырех типах отношения к жизни, о четырех разных фило софиях был уже прежде предметом изображения в романе «Анна Каренина» в образах Кити и Долли , Стивы Облон ского, в судьбе Анны Карениной, в автобиографическом об разе Константина Левина. В романе авторское сознание выражено преимущественно во внесубъектных формах — прежде всего в сюжете. Худо жественная плоть произведения таит в себе неизмеримо большие возможности для широчайших обобщений, нежели форма прямого, д аж е самого сильного авторского высказы вания. В романе «Анна Каренина» в нерасторжимом сцепле нии обнаруживают себя социальное, нравственное и фило софское начала. Так, например, в романе показана суть эпи курейской философии Стивы Облонского (в «Исповеди» это — «выход эпикурейства»), раскрыты ее социальные исто ки; в романе изображено сложнейшее сопряжение разносто ронних связей между людьми и обстоятельствами, которое обусловило трагедию Анны и привело ее к самоубийству (в «Исповеди» это — «выход силы и энергии»). В «Исповеди» ж е звучит авторский голос, несущий философскую мысль. «Исповедь» — произведение нового типа, нового ж анра, в котором разработаны новые принципы изображения и вы ра жения. Их суть отчасти раскрыта в письмах Толстого 70-х годов. Так, в письме к Страхову 5 мая 1875 г. Толстой гово рит о праве художника на прямое открытое высказывание, непременным условием которого должны быть искренность и 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=