ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
ко искусство, что оно все» (62, 264). О том, что логическое формулирование идеи художественного произведения никог да не заменит самого произведения искусства, Толстой писал Страхову в связи с его попыткой объяснить смысл романа «Анна Каренина» (23 и 26 апреля 1876 г.) и П. Д. Голохва стову (6... 10 сентября 1875 г.). А. Б. Гольденвейзер пере дает слова Толстого, сказанные позже: «Тем и важно хоро шее произведение искусства, что основное его содержание во всей полноте может быть выражено только им» 14. Размышления о связях человека и мира, о соединении конечного с бесконечным приводят Толстого к постановке вопроса о художественном методе, позволяющем воплотить в искусстве абсолютное, вечное. Эта проблема решается в художественной структуре романа «Анна Каренина» (IX—X III главы пятой части) в сложной полемике межд^ Голенищевым и Михайловым о картине Михайлова «Христос пред Пилатом». Позж е Толстой скажет, что сфера вечного лежит за пределами возможностей реалистического метода Он полагает, что «...все человеческие унижающие реалисти ческие подробности» помешают постижению вечного и абсо лютного в Христе. Христа как абсолютное выражение «кра соты, истины и добра» нельзя изображать в искусстве так. как должно изображать «человека как государственное ж и вотное»— к такому выводу Толстой придет в письме к С тра хову 17— 18 апреля 1878 г. Направление поисков Толстого определится в 80-е годы (народные рассказы , высказывания об иллюстрациях Ге, Репина к его рассказам на евангель ские сюжеты, отзывы о евангельских картинах Ге). Толстой считает, что реалистическому искусству подвластна кон кретная действительность, безграничная сама по себе в сво ем многообразии, но все-таки конечная, подчиняющаяся з а конам времени 15. II Взаимодействие между методом и мировоззрением в эсте тике Толстого 70-х годов имеет разные аспекты своего про явления: 1) сложные процессы, происходившие в мировоз зрении писателя, отраж аю тся на восприятии им различных явлений современной .литературы, литературы прошлых эпох и фольклора и на их конкретных оценках; 2) новые тенден ции в мировоззрении Толстого воздействуют на творческий процесс, определяют судьбу некоторых художественных про 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=