ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
Толстому свойственно глубокое понимание^ связи, обус ловленности принципов художественного изображения со специфическим художественным содержанием, предметом изображения в произведении искусства. Таким предметом, как это видно из только что сказанного, и был для Толстого человек в его всеобъемлющих связях с миром 13. Еще в пе риод создания «Войны и мира» Толстой указывал на специ фический предмет познания, стоящий перед историкам и пе ред художником, обратившимся к изображению истории. И теперь, в 70-х годах, он уточняет, конкретизирует опреде ление этого предмета. 13 марта 1870 г. он записал: «... Р аб о та мысли приводит к тщете мысли. Возвращаться к мысли не нужно. Есть другое орудие — Искусство». И далее: «Мысль требует чисел, линий, симметрии, движения в прост ранстве и времени и этим самым убивает себя... Одно искусство не знает ни условий времени, ни прост ранства, ни движения,— одно искусство, всегда враждебное симметрии, дает сущность» (48, 178). Это вовсе не значит, будто Толстой видит в искусстве нечто статичное, не разви вающееся, не зависящее от времени и пространства, сущ ест вующее вне конкретных исторических условий. Здесь, как нам кажется, Толстой определяет предмет искусства — жизнь, вся полнота, причудливость ее ф о рм— то, что в р аж дебно схеме, расчету, формуле, симметрии, преднамеренно сти. Жизнь, схваченная в какой-то момент ее бытия. Вот, например, такое вйдение жизни Толстым, запечатленное в письме к А. А. Фету, написанном во время болезни С. А. Тол стой: «Страх, ужас, смерть, веселье детей, еда, суета, докто ра, фальшь, смерть, ужас» (62, 216). Речь идет ,об о траж е нии жизни в формах самой жизни. В этом указании на р а з личие предмета науки и предмета искусства заключается и указание на специфику предмета искусства и его метода. Утверждение того, что искусство враждебно симметрии, кру гу, означает, на наш взгляд, что ядро и скусства— образ, изображение — содержит в себе и мысль, объяснение, т. е. имеет эстетический характер. Поэтому искусство исключает необходимость возвращения к логическому выражению мыс ли, т. е. оно исключает «хождение по кругу», симметрию (от образа к логической формуле и т. д .) . Искусство само свои ми специфическими средствами способно содержать в себе и выразить сущность явления. Об этом ж е Толстой писал П. Н. Страхову 8—9 апреля 1876 г.: «В умной критике искус ства все правда, но не вся правда, а искусство потому толь 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=