ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

Толстому свойственно глубокое понимание^ связи, обус­ ловленности принципов художественного изображения со специфическим художественным содержанием, предметом изображения в произведении искусства. Таким предметом, как это видно из только что сказанного, и был для Толстого человек в его всеобъемлющих связях с миром 13. Еще в пе­ риод создания «Войны и мира» Толстой указывал на специ­ фический предмет познания, стоящий перед историкам и пе­ ред художником, обратившимся к изображению истории. И теперь, в 70-х годах, он уточняет, конкретизирует опреде­ ление этого предмета. 13 марта 1870 г. он записал: «... Р аб о ­ та мысли приводит к тщете мысли. Возвращаться к мысли не нужно. Есть другое орудие — Искусство». И далее: «Мысль требует чисел, линий, симметрии, движения в прост­ ранстве и времени и этим самым убивает себя... Одно искусство не знает ни условий времени, ни прост­ ранства, ни движения,— одно искусство, всегда враждебное симметрии, дает сущность» (48, 178). Это вовсе не значит, будто Толстой видит в искусстве нечто статичное, не разви ­ вающееся, не зависящее от времени и пространства, сущ ест­ вующее вне конкретных исторических условий. Здесь, как нам кажется, Толстой определяет предмет искусства — жизнь, вся полнота, причудливость ее ф о рм— то, что в р аж ­ дебно схеме, расчету, формуле, симметрии, преднамеренно­ сти. Жизнь, схваченная в какой-то момент ее бытия. Вот, например, такое вйдение жизни Толстым, запечатленное в письме к А. А. Фету, написанном во время болезни С. А. Тол­ стой: «Страх, ужас, смерть, веселье детей, еда, суета, докто­ ра, фальшь, смерть, ужас» (62, 216). Речь идет ,об о траж е­ нии жизни в формах самой жизни. В этом указании на р а з ­ личие предмета науки и предмета искусства заключается и указание на специфику предмета искусства и его метода. Утверждение того, что искусство враждебно симметрии, кру­ гу, означает, на наш взгляд, что ядро и скусства— образ, изображение — содержит в себе и мысль, объяснение, т. е. имеет эстетический характер. Поэтому искусство исключает необходимость возвращения к логическому выражению мыс­ ли, т. е. оно исключает «хождение по кругу», симметрию (от образа к логической формуле и т. д .) . Искусство само свои­ ми специфическими средствами способно содержать в себе и выразить сущность явления. Об этом ж е Толстой писал П. Н. Страхову 8—9 апреля 1876 г.: «В умной критике искус­ ства все правда, но не вся правда, а искусство потому толь­ 31

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=