ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

Толстой принимает теорию познания Канта и Шопенгауэра, но недостаток новой философии он видит в непризнании ею объективной реальности 10. Подробно этот вопрос рассматри ­ вает Е. Н. Купреянова и . Исследователи ссылаются на запись в Записной книжке 21 июля 1870 г., где сказано: «Все теории философии (новой от Картезиуса) носят ошибку, сос­ тоящую в том, что признают одно сознание себя индивидуу­ ма (так называемого субъекта), тогда как сознание всего мира, так называемого объекта, так же несомненно. Человек сознает себя, как весь мир, индивидуально, и сознает себя, как человека индивидуума. Из этого строится все. Человек сознает больше или меньше всё или я, смотря по возрасту. И только один возраст (40—50 л .), когда он может поми­ рить оба сознания» 12. На таком понимании связи человека и мира, субъекта- индивидуума и объективной действительности основывается художественный метод Толстого, его реалистические принци­ пы изображения сложных сцеплений, связей человека и всех проявлений жизни, причем плавное внимание обращено на человека как в его отношении к миру, так и в отношении мира к нему. Жизнь в ее воздействии на человека — вот что интересует Толстого-художника и мыслителя. В письме к Н. Н. Страхову 12 ноября, 17 декабря 1872 г. Толстой писал, что познание мира должно начинаться с познания человеком самого себя, и с этой мыслью , несомненно, связано своеобра­ зие толстовского реализма, заключающееся в изображении «диалектики души» человека, а такж е и самый процесс творческого становления Толстого — от познания себя, от дневников юности к большим эпическим полотнам. Перед Толстым возникает вопрос: как познать человека? Что признать источником всякого познания? В этом вопросе, по'словам -самого Толстого в письме к Страхову 14— 15 ф ев­ раля 1876 г., он расходится со всеми философами. Он сооб­ щает свою точку зрения: «...априорная истина или знание (как называет Кант) есть одно, включающее в себя всё дру ­ гое. Это априорное знание заключается только в одном: я живу — есть мир, есть существующее, объединенное мною и необъединеняое мною. Все это знание обыкновенно разд е­ ляют на понятия жизни, организма, силы, единицы, множе­ ства, времени, пространства, но все это заключено в одном: я живу...» (62, 246—247). К художественному постижению, познанию мира Толстой предлагает идти от изображения ощущений человека, который для писателя и является це- 29

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=