ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
дов п и с а т ел я3. В самые последние годы появились книги, содержащие общую характеристику эстетических воззрений Толстого4, раскрывающие какую-то одну их сторону5, а т а к же затрагивающие другие аспекты мировоззрения писателя 6. Однако лишь немногие толстоведы в связи с эстетикой Тол стого изучают специально и категорию художественного ме тода. В. Ф. Асмус обобщает свои ранние наблюдения над мировоззрением и методом Т олсто го7 в статье «Мировоззре ние Толстого» (Литературное наследство, т. 69, кн. первая. Изд. АН СССР, М., 1961); С. Бочаров, изучая статьи Л ени на о Толстом, ставит вопрос о единстве сознания Толстого, раскрывает суть категории художественного метода и кон кретные проявления его в «Войне и мире» 8. Большое место проблеме художественного метода как эстетической к а тего рии, изучению метода реализма и, в частности реализма Толстого отводится в работах Е. Н. Купреяновой9. В предлагаемой статье я стремлюсь выявить суждения самого Толстого о художественном методе и проследить внутренние закономерности развития его художественного метода в пределах 70-х годов. I В 70-х годах внимание Толстого в соответствии с логикой историко-литературного процесса сосредоточено на реали стическом методе. Толстой озабочен перспективами развития реалистического искусства, он исследует и формулирует не которые из законов реализма, проникает в тайну реалисти ческого изображения. Определение Толстым философской основы художествен ного метода в 70-х годах, особенно во второй половине, свя зано непосредственно с его философскими и религиозными исканиями. Стремясь познать законы связи вечного и прехо дящего, человека и мира, определить смысл человеческой жизни при сознании неизбежности уничтожения ее, Толстой не находит ответа на эти вопросы у философов и обращается к религии. Его не удовлетворяет в философии отвлеченность, он ищет в первую очередь практического приложения фило софских законов к живой судьбе человека, ищет возможно сти постичь с их помощью какие-то общие закономерности, обусловливающие нравственное самочувствие и самосозна ние личности. Все это определяет особенности подхода Тол стого к теории познания. Н. Н. Гусев утверждает, что 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=