ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
М. М. БУРКИНА ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА В ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИСКАНИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО 70-х ГОДОВ В ряду категорий эстетики категория художественного метода существенна тем, что ею синтезируется все, состав ляющее миросозерцание писателя .и его талант, формируется неповторимая художественная структура — то художествен ное произведение, которое одновременно является итогом художественного познания мира писателем (для данного э т а па в его творческой эволюции) и моментом в общем процес се развития литературы . Истолкование Л . Н. Толстым содержания категории ху дожественного метода, философской её основы, а также практическое решение самой проблемы в художественном творчестве бесценны д ля изучения его эстетической системы. В современном литературоведении вплоть до середины 50-х годов проблема художественного метода Л . Толстого, его эстетика не получали широкого освещения. Первые ито ги постановки й изучения этих проблем были подведены в 1955 г .1. Следующее десятилетие дало ряд исследований, в которых на основе концепции В. И. Ленина, выдвинутой в статьях о Л . Н. Толстом, разрабаты вались важные частные вопросы эстетики Т олстого2. Вехой в советском толстоведе- нии стала книга Е. Н. Купреяновой «Эстетика Л . Н. Тол стого», появившаяся в 1966 г. В ней определяются истоки всего миросозерцания Толстого, выясняется социально-обще ственная и философская основа его эстетических воззрений, раскрывается своеобразие эстетического освоения мира Тол стым. Автор книги ставит важные специальные проблемы, намечает направление в их решении. Современными исследователями начато изучение отдель ных периодов в творчестве и в развитии эстетических в згл я 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=