ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
Петя п о д с к а к а л , француз уже упал. Опять опоздал, мельк нуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые в ы с т р е л ы » (1 2 , 1 4 9 ). В главе «Петина музыка» сновидение и музыка смыка ются в* одно целое. М узыка становится частью сновидения. И Эйгес в очень интересной работе «Воззрение Толстого на музыку» говорит о том, что «музыкальное сновидение», опи санное Т о л с ты м , очень частое явление среди музыкантов. «Здесь музыкальное творчество во сне дает музыку гимна- марша в фугированной форме (многоголосное фугато, не точно названное Толстым фугой)...» п . «Петя был музыкален, так же, как- и Н аташ а, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке и потому мотивы, не ожиданно приходившие ему в голову, были для него особен но новы и привлекательны» (1 2, 1 4 7 ). Почему же Толстой настаивает на том, что Петя не учил ся музыке и не знал , что такое фуга, хотя во сне он сочи няет именно фугу? И насколько оправдан «музыкальный сон» Пети Ростова, не занимавшегося музыкой? Толстой считал, что музыку не надо «понимать», ее может восприни мать любой, музыкально не подготовленный человек, все зависит от его зап аса пережитых эмоций, от качества его воспоминаний. А р а з он мож ет воспринимать — значит мо жет и создавать. Что же такое музыкальность Наташи, Николая, Пети Ростовых? Это эмоционально-чувственное восприятие мира, когда мышление почти не вмешивается в поток ощущений, не сужает его никакой подсказанной разумом схемой. Вся гамма чувств, вызванная событиями последних дней, вспо минается во сне в концентрированном виде. Эти эмоцио нальные «воспоминания» во сне и создают хор и оркестр, звучащий в душе Пети. В него вплетаются звуки яви. Иосиф Эйгес говорит о том, что обычно музыканты во сне слышат музыку, исполняемую на неизвестных инструментах. Вероят но, это означает, что музыка, звучащ ая в сознании музыкан та, существует как полифония его чувств, а уж затем со зн а ние, разум подыскивает им конкретное инструментальное выражение. Не случайно этот хор, оркестр Петя слышит во сне. Интересно вспомнить ход мыслей Л . Толстого о сне. Он считает, что связно рассказанный человеком сон — неправда, искажение того, что он видел во сне в действительности. Ч е ловек в бодрствующем состоянии уже сознательно подыски вает объяснение тому, что он чувствовал, видел во сне. П о 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=