ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

Петя п о д с к а к а л , француз уже упал. Опять опоздал, мельк­ нуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые в ы с т р е л ы » (1 2 , 1 4 9 ). В главе «Петина музыка» сновидение и музыка смыка­ ются в* одно целое. М узыка становится частью сновидения. И Эйгес в очень интересной работе «Воззрение Толстого на музыку» говорит о том, что «музыкальное сновидение», опи­ санное Т о л с ты м , очень частое явление среди музыкантов. «Здесь музыкальное творчество во сне дает музыку гимна- марша в фугированной форме (многоголосное фугато, не­ точно названное Толстым фугой)...» п . «Петя был музыкален, так же, как- и Н аташ а, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке и потому мотивы, не­ ожиданно приходившие ему в голову, были для него особен­ но новы и привлекательны» (1 2, 1 4 7 ). Почему же Толстой настаивает на том, что Петя не учил­ ся музыке и не знал , что такое фуга, хотя во сне он сочи­ няет именно фугу? И насколько оправдан «музыкальный сон» Пети Ростова, не занимавшегося музыкой? Толстой считал, что музыку не надо «понимать», ее может восприни­ мать любой, музыкально не подготовленный человек, все зависит от его зап аса пережитых эмоций, от качества его воспоминаний. А р а з он мож ет воспринимать — значит мо­ жет и создавать. Что же такое музыкальность Наташи, Николая, Пети Ростовых? Это эмоционально-чувственное восприятие мира, когда мышление почти не вмешивается в поток ощущений, не сужает его никакой подсказанной разумом схемой. Вся гамма чувств, вызванная событиями последних дней, вспо­ минается во сне в концентрированном виде. Эти эмоцио­ нальные «воспоминания» во сне и создают хор и оркестр, звучащий в душе Пети. В него вплетаются звуки яви. Иосиф Эйгес говорит о том, что обычно музыканты во сне слышат музыку, исполняемую на неизвестных инструментах. Вероят­ но, это означает, что музыка, звучащ ая в сознании музыкан­ та, существует как полифония его чувств, а уж затем со зн а ­ ние, разум подыскивает им конкретное инструментальное выражение. Не случайно этот хор, оркестр Петя слышит во сне. Интересно вспомнить ход мыслей Л . Толстого о сне. Он считает, что связно рассказанный человеком сон — неправда, искажение того, что он видел во сне в действительности. Ч е ­ ловек в бодрствующем состоянии уже сознательно подыски­ вает объяснение тому, что он чувствовал, видел во сне. П о ­ 25

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=