ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

безнравственна. Музыка «только раздраж ение, а того, что надо делать в этом раздраж ении ,— нет. И оттого музыка так страшно, так ужасно иногда действует...» (там ж е ). Позднышев признается, что чувства, вызванные музыкой, привели к радостному состоянию, и одновременно говорит о ее ужасном действии, так как он видит вред музыки именно в том, что она вызывает бесконтрольные чувства. Сон, музыка в творчестве Толстого выступают как очень близкие явления, в которых обнаруживается какая-то глу­ бинная, сторона душевной жизни человека, скры тая от нас в обыденной жизни. Иногда герои у Толстого испытывают, к а к удачно отмечал К. Леонтьев, «сны наяву». В таком состоя­ нии находится капитан Тушин во время боя. Какое-то одно чувство овладевает нм, вытесняя собой все другие. Он живет в мире своего воинственного вдохновения, и окружающее начинает терять свои реальные очертания. Вдохновение н а ­ столько сильно, что передается другим, как передаются чув­ ства музыканта-композитора слушателю через плод его вдохновения: «...все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое бы ­ ло н а его лице, неизменно отраж алось на их лицах» (9 ,2 3 3 ). А зарт боя настолько охватывает Тушина, что другие чувства (страха) на время замолкают, гаснут. Сознание, автомати ­ чески фиксируя происходящее, выхватывает из всего хаоса событий только основное, отталкивая от себя детали , соз­ дает обобщенную картину происходящего, окружающее н а­ чинает терять свои реальные очертания. «Несмотря на то, что он все помнил, все соображ ал , все делал , что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в сос­ тоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека. ...из-за вида этих предметов у него в голо­ ве установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту...» (там ж е ). То же самое происходит и с Петей Ростовым во время его первого сражения с французами. Всего день н азад з а ­ стенчивый, добрый подросток не мог без сострадания смот­ реть на пленного мальчика-француза, но во время сражения он воспринимает все окружающее совсем иначе, он стано­ вится действующим лицом какой-то страшной, азартной игры, в которой все обычные понятия смещены, в ней нет людей, а есть какие-то движущиеся фигуры, действующие по особым законам , и в этой игре он не успевает пожалеть уби­ того человека, но искренне досадует, что убил не он. «Когда 24

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=