ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

■«•.Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо? Знаете?! — вскрикнул он — У!.. Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое му­ зыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает?» (27, 61). После своего признания в полном непони­ мании, что такое музыка, казалось бы, против всякой логи ­ ки, Позднышев пытается подробно ответить на эти вопро­ сы'. Это те мысли, к которым он сейчас пришел, но это не окончательный ответ. Его сознание текуче и еще не раз под­ скажет ему другие решения. Вопросы: что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? — остаются неразрешенными. И в самом ходе его анали за сущ­ ности музыки, секрета ее воздействия на человека, в его сен ­ тенциях, утверждениях возникает множество неизвестных, которые мучают его своей непонятностью. В сущности, то же самое происходит с Позднышевым в его трагической истории любви. Весь рассказ представляет собой логичный анализ пути героя к убийству. К азалась бы, дано объяснение всему, всем движениям души, всем поступ­ кам, и в то же время, несмотря н а категоричность вы сказы ­ ваний героя, в них нет завершенности. Они не-исчерпывают его душевной жизни. Его страшный поступок — убийство остается для пего непонятным, а потому и страшным . Л оги ­ ческое построение, выношенное им на протяжении многих лет, объясняет какую-то одну из сторон его поведения, но не исчерпывает психологической сущности его поступка. Он сам для себя остается неразгаданным . Отсюда и страх, тот самый непонятный страх, который охватывает человека во сне. «Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, .в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним перено­ шусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю , я не знаю» (27, 61). Чувство р а зд р аж ает его, потому что оно не подлежит р а ­ зуму, оно превыше его. Человек чувствует больше, чем мо­ жет осознать. Происходит тот же процесс, что и во сне. Только во сне чувства оказываются бесконтрольными из-за торможения логического мышления. Но сознание не может остановиться перед непонятным. И Позднышев находит свое логичное объяснение этому страшному явлению — музыке. И оно находится в прямой связи с его жизненным опытом, с его историей любви. Он приходит к выводу, что музыка 23

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=