ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
вспоминал, что Толстой «проводил аналогию между музы кой и сном»9. Опять Толстой подходит к этому явлению с поз иций исел едов ател я -психол о га. Однако проникновение в психологическую сущность му зыкального восприятия человека само по себе может быть о т крытием, но еще « е обязательно означает открытие художе ственное. Отрывок из «Детства» скорее теория «диалектики души», чем ее воплощение в художественно-образной си с теме. Монолог Позднышева в «Крейцеровой сонате», в отличие от авторского высказывания в «Детстве» уже не воззрение Толстого на музыку, а шедевр литературы . Монолог впитал в себя все: и раздумья Толстого на протяжении многих лет о музыке, об искусстве, и его личное, субъективное восприя тие музыки, и его наблюдения н ад душевным миром чело века в различных психических состояниях. Мы легко найдем в этом отрывке некоторые соответствия с «Трактатом об искусстве», а такж е с высказываниями, наблюдениями, з а фиксированными в дневнике. Все эти предварительные и ссле дования, раздум ья прошли через призму сознания героя рас сказа, через психическое состояние его создателя, т. е. писа теля в момент творчества, в момент перенесения себя в душевный мир своего персонажа, и теперь это уже не просто психологическое исследование музыки, наблюдение над че ловеком типа Позднышева, воспринимающим ее, это произ ведение искусства, созданное тем самым методом, которые и получил теперь уже укоренившееся название «диалектики души». Апполон Григорьев говорил, что Толстой обладает, разрушительным анализом , но вместе с тем остается поз том 10. Эта художественная картина «диалектики души» челове ка соткана из тысячи нитей. В данный момент Позднышев рассказывает о том, что было пережито, вызывает в себе воспоминания чувств, ощущений, захвативших все его суще ство. Но то, что он переживает во второй р а з в воспомина нии, не тождественно тому, что он чувствовал в момент, о котором рассказывает. На прежнее непосредственное вое приятие бетховенской сонаты лег отсвет от- последующих трагических событий. И, воспроизводя сейчас свое прежнее восприятие музыки, герой не может уйти от мучительных раздумий, переживаний последних лет. Само музыкальное звучание начала монолога, его сбивчивый ритм передает страшное смятение, отчаянную растерянность рассказчика: 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=