ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

имеющий ничего общего с внешним, чувственным миром, ко­ т о р ы й его окруж ает и в котором он оставляет все свои опре­ деленные чувства, чтобы предаться несказанному томле­ нию 8,-*- писал Гофман.— Толстой с дерзостью испытателя в х о д и т в этот мир гармонии со скальпелем в руках. Столь беспощадного анали за никогда не одобрял Тургенев, назы ­ вал его «всезнайством» Толстого и решительно отвергал как нечто несовместимое с искусством. Но это и было то самое, чем питался литературный гений Толстого, то, что определил Чернышевский как «диалектику души». Такое анатомирова­ ние одного из сложнейших психических процессов в дальней ­ шем приводит художника-психолога к новой, еще более вы­ сокой эстетической ступени. И тогда Толстой создает новый • шедевр по своему психологическому проникновению и поэти­ ческой красоте — главу в «Войне и мире» «Петина музыка», а потом и «Крейцерову сонату». Д л я Толстого неведомый и сладостный мир музыки не существует сам по себе, это есть душевный мир ее создателя и слушателя, воспринимающего ее. «Что такое музыка? Что она делает?» — в отчаянии восклицает Позднышев. Но преж ­ де чем герой «Крейцеровой сонаты» зад а л эти вопросы и от­ ветил на них своим знаменитым, нигилистическим по отно­ шению к музыке монологом, Толстой на протяжении многих лет думал над ними, искал на них ответы, находил и опять искал. Из чего ж е складываю тся эмоции человека, вызываемые музыкой? Размышления по этому вопросу появляются в дневнике 1851 г., а затем продолжаю тся в различных ред ак ­ циях повести «Детство». «Музыка,— пишет Толстой,— не действует ни на ум, ни н а воображение. В то время, как я слушаю музыку, я ни о чем не думаю и ничего не вообра­ жаю, но какое-то странное сладостное чувство до такой сте­ пени наполняет мою душу, что я теряю сознание своего с у ­ ществования, и это чувство — воспоминание. Но воспомина­ ние чего? Хотя ощущение сильно, воспоминание неясно. Кажется, как будто вспоминаешь то, чего никогда не было... Чувство музыки не происходит ли из воспоминания о чувст­ вах и переходах от одного чувства к другому?» (1, 182— 183). Уже в этом представлении о музыке слышится нечто со­ звучное описаниям снов. И здесь и там возникает мысль о чувствах-воспоминаниях. И опять здесь, как и в снах, речь идет о воспоминаниях того, чего, возможно, и не было, т. е. это не воспоминания каких-то ситуаций, а воспоминание чув­ ства уже знакомого, когда-то пережитого. Гольденвейзер 21

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=