ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г
ниях Толстой в 'Одних случаях акцентирует все внимание на самой механике возникновения сна (сон в «Метели», сон П ьер а ), в других — скрывает ее, /делает потайной, а затем дает уж е готовый результат /психологического процесса (сны Анны и 'Вронского). Музыка, ее природа — вопрос, занимавший Толстого с молодых лет. Подход писателя к рассмотрению этого яв л е ния близок' анализу снов. В его размышлениях музыка — некое звено в сложнейшем психологическом процессе обще ния человека /с миром, с другими людьми. Известна мечта Л . Толстого перелить свое чувство в другого человека. Слово ограничивает мир чувств, ощущений, знаком которых оно является. У музыки в этом плане более широкие возможно сти. «Музыка есть стенография чувств. Вот что это значит: быстрая или медленная последовательность звуков, высокая сила их, все это в речи дополняет слова и смысл их, указы вая на те оттенки чувств, которые связаны с частями речи, музыка же без речи берет эти выраж ения чувств и оттенков их и соединяет их, и мы п о л з а е м игру чувств» 1. Но в чем же секрет действия музыки на человека? Тол стой с присущей ему настойчивостью первооткрывателя еще в молодости пытался проанализировать, разложив на состав ные части, это непонятное явление — музыку. Он должен сам его ощутить под своими руками. «Музыка есть совокупность звуков в двояком отношении: 1) в отношении (к) простран ству, 2) в отношении (к) времени. Пространством между двумя или несколькими звуками я назы ваю степень быстро ты колебания воздуха от какой-либо причины рассечения оного» (1, 244). Н аряду с «физическим» значением в опре деление музыки Толстой включает значение поэтическое. «Есть четвертое значение музыки — значение поэтическое,- пишет он .— Музыка в этом смысле есть средство возбуж дать через звук известные чувства или передавать оные» (1, 245). Вот этот, четвертый аспект в природе музыки и становится самым главным для JI. Толстого. Все чаще Толстой переносит свое внимание с самой му зыки на объект ее воздействия — человеческую душу. Писа тель стремится вскрыть все те пласты человеческой психики, из которых складывается восприятие музыки. Сложнейший процесс, состоящий из -наслоений мыслей, чувств, ощущений осознанного и неосознанного, взаимодействия сознания о/ подсознания, разворачивается перед Толстым. «Музыка открывает человеку неведомое царство, мир, не 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=