ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №6 1976г

холилась прежде (что случается и наяву, когда нам к аж е т ­ ся, что какой-нибудь ф ак т повторялся уже несколько р а з ), она воспроизводит все предметы, в то время отражавшиеся в ней.— Это одна из причин сновидений. Д ру гая причина есть: внешние действия во время сна. А третья: быстрое дви ­ жение мысли, посредством которого соединяешь в одно це­ лое: воспоминания о состоянии души во время сна, внешние впечатления, пораж авш ие человека во время сна и неполных пробуждений» (46, 278). Интересно заметить, что аналогичный подход к рассмот­ рению человеческого сна можно пронаблюдать и у Черны ­ шевского. В одном из писем к Ольге Сократовне Чернышев­ ский объясняет увиденный ею сон следующим образом: «...Ты еще не имела фактических сведений, что Саша хочет поступить в армию. И когда твое внимание было .под в л а ­ стью действительных сведений и соображений — то есть в бодрствующем состоянии,— оно не имело поводов заниматься тем впечатлением: факты не наводили тебя о мысли о нем. Но ты спишь; фантазия овладевает твоим вниманием (созна­ нием); и, стараясь угодить тебе, соединяет твою постоянную заботливость о судьбе Саши с интересовавшею все общест­ во — и тебя в том числе — молвою о приготовлениях России к войне; «Саша» и «Дунайская война» —- фантазия соеди­ няет эти две темы и разы грывает вариации на них; нату­ рально, не может она не ухватиться за впечатление, л еж а в ­ шее в твоей душе: «Саша способен принять участие в таком прекрасном предприятии»,— и н а основании этого впечатле­ ния разы грывает для тебя твоя фантазия драмы и трагедии об участии Саши в предстоящей войне; 'д р амы страшные, трагедии уж асны е ...»6. Чернышевский говорит о взаимодей­ ствии логического мышления с бесконтрольными во сне эмо­ циями. По сути говоря, Чернышевский пишет о тех ж е не­ осознанных воспоминаниях, всплывающих во сне, что и Тол­ стой. Несомненно, что для Толстого, как и д ля Чернышевского, сон явление, объяснение которого лежит в психике чело­ века. Толстой идет по материалистическому пути познания природы сна. Сон интересует его именно как сложнейший диалектический процесс взаимодействия различных чувств, мыслей. Фантастические картины сна в анализе Толстого есть результат работы различных психологических двигате­ лей под влиянием 'смещения в соотношении между со зн а ­ тельным и подсознательным. В художественных произведе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=